П. М. КОМАРОВ Кандидат биологических наук

Много лет назад пчеловоды говорили: «Дайте нам хо­роших маток, и мы дадим высокие урожаи меда». Своими наблюдениями они установили, что со сменой матки часто резко изменялась и продуктивность пчелиной семьи, а по­томство некоторых маток из рода в род отличалось высокой продуктивностью. Такими матками пчеловоды особенно до­рожили, так как был известен лишь естественный вывод маток.

Но уже во второй половине прошлого столетия в связи с возрастающим спросом на итальянских маток за рубе­жом, в особенности в США, а в России на кавказских ма­ток, маток начали выводить искусственно.

Однако приемы искусственного вывода в то время не всегда давали удовлетворительные результаты и у части пчеловодов возникло ошибочное мнение о низкой продук­тивности всех искусственно выведенных маток и о высо­ком качестве маток естественного вывода.

Почти вековой спор пчеловодов о преимуществе маток естественного или искусственного вывода решился в пользу последних маток. Научно-исследовательская работа в этом направлении вскрыла основные причины преимущества маток искусственного вывода и недостатки их при есте­ственном выводе. Если и имеются до сих пор пчеловоды, считающие, что матки только естественного вывода вы­сокопродуктивные, то это объясняется тем, что эти пчеловоды не умеют или не хотят освоить технику искусственного вывода маток.

Уже сейчас нельзя довольствоваться на пасеках роевыми и свищевыми матками, т. е. только тем, что дает природа. Все пчеловоды-передовики уделяют большое внимание каче­ству маток своих семей, умеют выращивать и получать высокопродуктивных маток. Современная прогрессивная техника пчеловождения включает селекционную работу и вывод маток.

В настоящей статье на основе многолетних наблюдений и экспериментальных работ освещены основные условия вывода высокопродуктивных маток.

Развивающийся организм личинки, будь то матка или рабочая пчела, находится в тесной связи с окружающей его средой и требует для своего развития и роста опреде­ленных условий. Поэтому знания условий вывода маток дают возможность направлять процессы развития маточных личинок в нужную для пчеловода сторону.

Как известно, вся работа по искусственному выводу маток распадается на два раздела: а) выращивание (вос­питание) неплодных маток и б) получение плодных маток.

Наиболее ответственной работой является выращивание неплодных маток, так как личинки, из которых они вы­водятся, наиболее чувствительны к воздействию внешних условий.

В 1761 г. А. Ширах экспериментально доказал, что молодые личинки рабочих пчел могут быть приняты на ма­точное воспитание и при своем развитии дают маток. Это открытие положило начало не только искусственному вы­воду маток, но и искусственному роению.

Искусственный вывод маток основан на биологическом свойстве пчелиной семьи: когда пчелы по тем или другим причинам теряют матку, то они из имеющихся в семье ли­чинок рабочих пчел выращивают маток.

Для улучшения качества выращиваемых маток в настоя­щее время используют:

а)осиротение семей (семьи-воспитательни­цы), т. е. удаление из семьи матки и открытого расплода, чтобы заставить пчел воспитывать маток из тех личинок, которые дает пчеловод;

б) м а т о ч н ы е с е м ь и, т. е. семьи, доставляющие молодых личинок для вывода маток.

Для получения плодных маток используют зрелые ма­точники или молодые неплодные матки. Их дают или под­саживают в семьи, где отобраны старые матки. Чаще ма­точники или неплодные матки помещают в небольшие по размеру семьи, так называемые нуклеусы. Последние служат для временного сохранения маток в период брач­ного вылета и откладки первых яиц плодной маткой.

Основные условий выращивания неплодных маток

Многолетняя производственная и экспериментальная работа показала, что основными условиями, определяющими развитие высокопродуктивных маток, являются:

а) время сезона при выращивании неплодных маток;

б) температурный режим гнезда семьи-воспитательницы;

в) возраст личинок, даваемых на маточное воспитание, и их кормовой режим;

г) состояние семьи-воспитательницы.

clip_image002

Время выращивания неплодных маток.

Время сезона, в которое происходит вывод маток, имеет существенное значение для качества маток.

В гнезде пчелы поддерживают относительно постоянный микроклимат, создание которого во многом зависит от внешней температуры, влажности воздуха и т. д. Поэтому ранней весной, когда погода обычно стоит неустойчивая, велика разница в температуре днем и ночью, часты пере­рывы во взятке и т. д., пчелы тратят много энергии на под­держание микроклимата в гнезде, и получить полноцен­ных маток в это время очень трудно.

В средней полосе СССР наиболее крупных маток получают в конце мая — июне и начале июля. Максимальное число яйцевых трубочек присуще маткам, также выведен­ным в это время. Специальными опытами установлено, что чем крупнее матка, тем лучше у нее развита половая система и больше число яйцевых трубочек. Доказано, что крупная матка с большим числом яйцевых трубочек отличается наивысшей яйценоскостью.

К выводу маток следует приступать только при наличии взятка в природе, устойчивой теплой погоде; вывод маток в безвзяточное время, а также ранней весной и поздней осенью недопустим. При внезапном и временном перерыве во взят­ке необходимо семьи, участвующие в выводе маток, подкарм­ливать жидким сиропом не менее чем по 200 мл. Корм нужно давать на ночь.

Как правило, начало вывода маток в средней полосе СССР совпадает с зацветанием фруктовых деревьев.

Температурный режим гнезда маточной семьи и семьи- воспитательницы.

Температурный режим гнезд семей, участвующих в выводе маток, влияет на обмен веществ у личинок и куколок. Подробный анализ этого позволил внести понятие о «биологическом» и «календарном» воз­расте личинок. Это дало возможность раскрыть особенно­сти выращивания маток из 5-суточных личинок и разра­ботать указания по получению одновозрастных личинок, и отбору их для маточного воспитания.

Относительно постоянная температура (34—35°) дер­жится на центральных рамках гнезда семьи. Объясняется это резко выраженной терморегуляторной способностью взрослых пчел. Температура на нижних и верхних участ­ках сотов, а также на крайних рамках гнезда резко колеблется и во многом определяется внешней температурой. Эти колебания особенно заметны ночью и в холодные дни. На амплитуду колебаний температуры влияет также сила семьи. У слабых семей амплитуда колебаний температуры раза в полтора больше, чем у сильных семей.

Для развития и роста личинок и куколок пчел наиболее благоприятная температура в пределах 34—35,5°. При температуре ниже и выше процессы обмена веществ, а, следовательно, развитие и рост личинок, нарушаются; при низкой температуре они замедляются, при повышенной ускоряются.

Задержка в развитии и росте личинок может произойти на боковых и нижних участках рамок и крайних гнездо­вых рамках, где температура часто опускается до 30—32° и держится на этом уровне, например, ночью.

Задержка в развитии и росте личинок приводит к тому, что состояние организма по календарному возрасту их не всегда соответствует состоянию организма, характерному для данного возраста личинок, развивающихся при нор­мальной температуре. Такое развитие организма называют биологическим возрастом.

Таким образом, у личинок, находящихся на боковых и нижних участках сота центральных рамок, биологический возраст отстает от календарного. Наоборот, в верхних участ­ках сота, где температура нередко превышает 36°, у личи­нок биологический возраст опережает календарный. Нако­нец, у личинок из центральных участков сота биологичес­кий возраст совпадает с календарным.

Данные таблицы 2 весьма показательны, особенно при маточном воспитании 4-суточных личинок, взятых из цент­ра и нижней части сота. В первом случае были получены нормальные матки, а во втором, из-за задержки развития части личинок, были получены переходные формы. Маточ­ное воспитание 3-суточных личинок из центра сота дает нор­мально развитых маток, а личинки, взятые из верхнего участка сота, где несколько ускоряются процессы обмена, в некоторых случаях дали переходные формы. В этом слу­чае личинки созрели преждевременно или биологический возраст у них был больше календарного.

В семье, подготовляющейся к роению, температура око­ло роевых маточников, независимо от места их располо­жения, колеблется в пределах 32—36°. Лишь в отдельных случаях температура снижается до 26°, но затем быстро поднимается до прежнего уровня. Эти температурные скачки связаны исключительно с падением внешней темпе­ратуры ночью или резким похолоданием днем.

Разность между внешней температурой и температурой около роевых маточников может достигать 23° (+13, +36°).

clip_image004

Температура около маточников при искусственном вы­воде маток, когда мисочки с личинками расположены на планке маточной рамки на уровне центрального участка сота с расплодом, колеблется в пределах 33—37°. Падение температуры ниже 33° не было установлено.

Изучение маток, выведенных искусственным и рое­вым способами, установило преимущество искусствен­ного вывода (табл. 3).

Исходя из сказанного, при выращивании неплодных маток можно рекомендовать следующее.

В целях создания наиболее благоприятного теплового режима в семьях, занятых выводом маток, необходимо сокращать гнездо до полного обсиживания пчелами всех рамок; применять хорошее головное и боковое утепление; в неблагоприятную погоду (резкая разница в температуре днем и ночью, устойчивое похолодание днем и т. д.) следует утеплять и дно улья.

clip_image006

Маточные рамки нужно располагать в центре гнезда семьи-воспитательницы, а планки с мисочками — на уров­не центрального участка сота.

Возраст личинок, даваемых на маточное воспитание.

Рядом исследователей, вначале В. Ульяниновым (1872), позднее Г. Кожевниковым (1905), Ф. Лошелем (1916), Е. Ортелем (1930) и другими установлено, что по своим морфологическим показателям (кроме веса) личинка ра­бочей пчелы в течение всего личиночного периода не отли­чается от маточной личинки. А затем наблюдается как бы скачкообразная переделка органов (половая система, слюн­ные железы и т. д.) и общего вида личинки в куколку матки или в куколку рабочей пчелы.

Исследования показали, что имеется разница в строе­нии жирового тела и в количестве и качестве резервных ве­ществ, в первую очередь пластических. Жировое тело личин­ки матки значительно богаче зернами белка, чем жировое тело личинки рабочей пчелы.

Когда происходит очень быстрая переделка организма личинки в куколку, личинка рабочей пчелы испытывает свое­образное, установившееся в процессе эволюции белковое голодание. В результате имеет место регресс при разви­тии половых органов и ряда других признаков.

У личинки матки, наоборот, избыток белковых веществ создает условия для бурного развития половой системы и ряда желез, что подавляет развитие других органов (восковые и глоточная железы, приспособление для сбора пыльцы и т. д.).

Таким образом, скачкообразно протекающие процессы развития у предкуколки медоносной пчелы определяются резервными веществами жирового тела личинки. Количе­ство и качество этих веществ зависит от кормовых режимов личинок матки и рабочей пчелы.

Если корм влияет на постэмбриональное развитие личинок и целиком определяет направленность развития женских особей пчелы, а само изменение развития в ту или другую сторону происходит очень быстро, то нельзя ли искусственно затормозить это превращение, беря на маточное воспитание личинок рабочих пчел более старого возраста, т. е. таких, которые уже некоторое время полу­чали кормовую кашицу (смесь меда и перги). Этот опыт можно провести в обратном порядке, т. е. перевести маточ­ных личинок на кормовой режим личинки рабочей пчелы.

Такие опыты были впервые осуществлены И. Клейном (1903), позднее Ф. Беккером (1925), В. Рейном (1933), Г. Гонтарским (1941) и автором настоящей работы. Резуль­таты опытов автора приведены в таблице 4.

clip_image008

Эти данные позволяют сделать следующие выводы.

1. При переводе личинок маток и рабочих пчел в воз­расте до двух суток включительно на другой кормовой ре­жим из личинок маток получают нормально развитых ра­бочих пчел, а из личинок рабочих пчел—маток. Значит, молочко, которым кормят личинок рабочих пчел, не отли­чается от молочка маточных личинок, и яйца, откладыва­емые маткой в мисочки и рабочие ячейки, морфологически равноценны.

2. Перевод личинок рабочих пчел и маток в возрасте 2½-3 суток с одного кормового режима на другой сказы­вается на конечных результатах. Так, при переводе личи­нок рабочих пчел на маточное воспитание заметно снижает­ся вес матки и число яйцевых трубочек. Это объясняется тем, что часть личинок рабочих пчел в возрасте трех суток начинают получать корм, к которому примешана перга и мед. Эта смесь заметна даже в корме отдельных личинок в возрасте 2½ суток. Кроме того, личинки рабочих пчел в возрасте 2½-3 суток резко отстают от роста маточных личинок того же возраста, так как последние получают кор­ма больше. Таким образом, снижение количества корма и его небольшое качественное изменение уже сказывают­ся на конечном результате развития. Маточные личинки в возрасте2½-3 суток, переведен­ные на кормовой режим личинок рабочих пчел, дают осо­бей, по внешнему виду не отличимых от рабочих пчел, но у большинства из них имеется увеличенное число яйцевых трубочек. Это связано с повышенным потреблением молочка личинками до перевода их на новый кормовой режим.

3. Изменение кормового режима у маточных личинок и личинок рабочих пчел в возрасте З½-4 суток дало неожиданный результат: были получены особи, совмещающие признаки матки и рабочей пчелы. Причем характер проявления признаков и общий вид переходных форм весь­ма изменчив. Имеются, например, особи, мало отличающи­еся от нормально развитой матки, но с зачатками корзи­ночек. Встречаются особи внешним видом не отличимые от рабочих пчел, но имеющие яичник с числом яйцевых тру­бочек, характерным для маток, и т. д. При переводе большого числа, например 150 и более, 3-суточных личинок с одного кормового режима на дру­гой среди выращенных маток всегда можно обнаружить несколько переходных форм. Получение переходных форм обусловлено количествен­ным уменьшением корма и заметным качественным его изменением. Так, на маточное воспитание переводятся личинки рабочих пчел, получавшие кормовую кашицу в чистом виде не менее ½ суток. При переводе маточных личинок на кормовой режим рабочих пчел развитие их протекает при потреблении кормовой кашицы. В условиях производства при неконтролируемом сви­щевом выводе встречается до 5% особей переходной формы и появление их связано с закладкой маточника на 3—4-суточных личинках.

4. Перевод личинок в возрасте 4½ суток и старше с одного кормового режима на другой уже не сказывается на конечном результате воспитания личинок. Так, перевод личинок рабочей пчелы в этом возрасте на маточное воспи­тание дает рабочих пчел; наоборот, маточные личинки указанного возраста при переводе их на кормовой режим личинки рабочей пчелы развиваются в маток.

clip_image010

Качество выращиваемых маток тесно связано с возра­стом личинок рабочих пчел, даваемых на маточное воспи­тание (табл. 5). Нормально развитые матки можно получить из личинок не старше одних суток. С увеличением возраста личинок, даваемых на маточное воспитание, падает вес и уменьшается число яйцевых трубочек яичника маток.

Для выращивания неплодных маток пчеловод отбирает личинок обычно по их величине. Однако этот признак не является надежным, особенно когда на соте имеются ли­чинки разного возраста.

Пчеловод, отбирая, на глазок сот с молодыми личин­ками, всегда допускает ошибку в определении возраста ли­чинок. Любая личинка, например имеющая длину 4 мм, может быть отнесена к возрасту ½—1, 1½—2 и 2½—3 суток. Вполне понятно, и качество маток из таких личинок будет сильно колебаться. Вот почему у очень многих пче­ловодов вывод неплодных маток часто протекает неудовле­творительно: среди выращенных маток много мелких и даже карликовых.

На маточное воспитание следует давать личинок точно определенного календарного возраста (при условии совпадения его с биологическим возрастом).

Получить личинок определенного возраста в небольшом количестве лучше всего так. Гнездо маточной семьи сокра­щают и в середину против летка ставят рамку со светло-коричневой сушью. Затем регулярно, обычно через 12 часов, реже через сутки, контролируют эту рамку на засев. Как только при очередном осмотре будет обнаружен засев, от­мечают площадь сота с яйцами и рассчитывают срок и день, когда личинки должны достигнуть нужного возраста. Здесь необходимо проконтролировать еще своевременный выход личинок из яиц. Недостаток этого способа тот, что матка может до пяти и более дней обходить поставленную сушь.

Если необходимо получить личинок определенного воз­раста в большом количестве или получить их в возможно короткий срок, матку переносят в изолятор.

Изолятор представляет ящик с крышкой, боковые стен­ки которого обиты разделительной решеткой для прохода пчел. В него на сушь выпускают матку, а сам изолятор ставят в середину гнезда маточной семьи. Матка, изолиро­ванная от гнезда, может червить только на рамке суши в изо­ляторе, а пчелы, проходя через отверстия разделительной решетки, чистят ячейки и ухаживают за маткой. Засев регулярно осматривают. Сушь оставляют на 2—3 суток с момента откладки яиц маткой, после чего рамку пере­ставляют в гнездо, а в изолятор дают новую сушь. Недостаток такого содержания матки — снижение через неко­торое время откладки яиц, отчего семья ослабевает.

Некоторые пчеловоды с успехом применяют такую изоля­цию матки: сбоку отгораживают разделительной решеткой три рамки. В это отделение сажают матку, где она чув­ствует себя лучше, чем в изоляторе с рамкой суши. Дальнейшая работа по получению одновозрастного расплода протекает по вышеуказанной схеме.

Состояние семьи-воспитательницы во многом опреде­ляет качество выращиваемых маток. Получение потомства зависит не только от матки, червящей в этой семье, но и от рабочих пчел, выращивающих это потомство. Приписывать матке исключительную роль в производстве потомства — значит не понимать сущности семьи и не знать того, что на продуктивность потомства влияют не только наследствен­ные задатки производителей, но и те условия, которые со­здаются в семье.

На основе практики автора статьи и других, матководов (М. Ф. Орлова, Д. В. Ковалева и др.) и ряда экспе­риментальных работ необходимо соблюдать следующие условия при выборе семьи-воспитательницы.

1. Семья-воспитательница должна быть здоровой и сильной; матка должна откладывать не менее 1,5 тыс. яиц в сутки, а пчелы отличаться высокой продуктивностью и зимостойкостью.

2. Семья-воспитательница должна быть обеспечена не менее б—8 кг меда и двумя рамками перги. Это количество » корма не должно убывать при выводе маток, его следует постоянно пополнять.

3. К выращиванию неплодных маток семью-воспитатель­ницу следует готовить заблаговременно и с таким расчетом, чтобы ко дню вывода маток в семье было не меньше шести полных рамок расплода и возможно больше молодых пчел-кормилиц. Качество последних определяется количеством молочка, даваемым молодым личинкам.

Насколько сила семьи влияет на признаки выращива­емых маток, хорошо видно из таблицы 6.

clip_image012

Ошибочно поступают пчеловоды, когда по чисто техническим соображениям, не учитывая биологических свойств пчел, делят семьи и одну из половинок используют как семью-воспитательницу. В этом случае снижается и вес тела и число яйцевых трубочек у выращиваемых ма­ток. Таким приемом нельзя вырастить высокопродуктив­ных маток.

Для нормального выращивания неплодных маток семью-воспитательницу следует осиротить, т. е. отобрать матку и весь расплод. Это способствует лучшему приему личинок, даваемых на маточное воспитание. Осиротение семьи производят за 12-24 часа до дачи личинок. Гнездо семьи-воспитательницы собирают из рамок, имеющих мед, пергу и сушь, так, чтобы пчелы плотно обсиживали все рамки.

Из отобранного от семьи-воспитательницы расплода и матки формируют сильный отводок, а молодых пчел для не­го отбирают от других сильных и здоровых семей.

Через 12—24 часа после осиротения семьи-воспитатель­ницы из центра гнезда удаляют 1—2 рамки, а взамен их дают 1—2 маточные рамки, т. е. рамки с личинками, под­готовленными для маточного воспитания.

В таком виде семья-воспитательница готова для выра­щивания неплодных маток

О технике вывода неплодных маток.

Личинки, давае­мые на маточное воспитание, берут из маточных семей. Эти семьи по своим качествам равноценны семьям-воспита­тельницам. Крайне желательно, чтобы высокая продуктивность маток и пчел маточных семей стойко сохранялась в потомстве. От этих семей получают одновозрастной расплод (по одному из способов, указанных ранее), кото­рый уже подготовляется для маточного воспитания.

Независимо от способа подготовки личинок для маточ­ного воспитания необходимо строго соблюдать следующее.

1. Разбирать гнездо маточной семьи в хороший лет­ный день.

2. Рамку с одновозрастными личинками вынимать осто­рожно, а пчел с нее смахивать пучком травы. Нельзя уда­лять пчел с рамки, стряхивая ее. Этим можно повредить личинок.

3. Рамку с одновозрастными личинками следует ставить в переносный ящик и в нем переносить к месту работы.

4. Все работы по подготовке личинок на маточное вос­питание нужно проводить в комнате, где температура не ниже 25° и нет сквозняков.

5. Во время работы сот с личинками необходимо предо­хранить от солнечных лучей. Всю работу ведут быстро и ак­куратно.

В настоящее время широко рекомендуют и используют несколько способов подготовки личинок для маточного воспитания.

Наиболее простой из них — получение сотов с одновозрастными личинками. В гнездо семьи-воспитательницы ставят 1—2 рамки с такими сотами. На личинках в этих со­тах пчелы заложат свищевые маточники. Вывод маток воз­можен, если личинки, предназначенные для маточного воспитания, находятся на центральном участке сота (рис. 1).

clip_image014

Рис. 1, Закладка маточников на центральном участке маточной рамки.

Недостаток этого способа — крайне незначительное использование племенных личинок и порча сота при вы­резке маточников.

Для увеличения количества закладываемых маточников рекомендуется путем подрезки сотов, как показано на ри­сунке 2, обнажить ячейки с личинками. В этих места пче­лы заложат на них маточники.

clip_image016

Рис. 2. Прямая (А) и зигзагообразная (Б) подрезка маточ­ного сота для вывода неплодных маток.

Существенным недостатком этого приема вывода неплод­ных маток является то, что много маточников находятся вне центрального участка сота. Этот прием позволяет выра­щивать высокопродуктивных маток лишь частично и то в наиболее благоприятный период сезона.

Более совершенным способом выращивания неплодных маток является вывод их на полоске сота. Устройство ма­точной рамки для этого способа показано на рисунке 3. Рамку для этого берут со старой сушью, без меда, с гори­зонтально натянутой проволокой.

Из сота с одновозрастными личинками вырезают полос­ки с одним рядом ячеек. С одной стороны полоски срезают ячейки на половину высоты. Затем спичкой уничтожают на этой стороне полоски часть личинок с таким расчетом, чтобы из трех ячеек оставить личинки лишь в одной. Во время этой работы необходимо оставлять наиболее крупных личинок при условии, если на соте были личинки одного возраста. Такая браковка обеспечивает выращивание более продуктивных маток.

Края ячеек, где остались личинки, расширяют палоч­кой. Затем полоски сота прикрепляют в просвет маточной рамки. Подготовленные таким образом рамки с личинками ставят в гнездо семьи-воспитательницы.

Наиболее совершенным способом вывода неплодных маток является способ выращивания их на ячейках сота или с переносом личинок в мисочки.

При выращивании маток на ячейках сотов вырезанную полосу сота из рамки, содержащей личинок одного возраста, разрезают на кусочки, имеющие по одной ячейке с личинкой, как показано на рисунке 4. Такой кусочек сота укрепляют на патроне или клинышке (рис. 4БиВ).

clip_image018

Рис. 3. Вывод неплодных маток на полосках сота с личин­ками:

А—вырезка полоски сота с одновозрастными личинками; Б—полоска сота с личинками прикреплена в маточной рамке.

Патроны с ячейками сотов размещают в специальной маточной рамке, а последнюю ставят в гнездо семьи-воспи­тательницы.

Клинышки с ячейками сотов распределяют в централь­ном участке старого сота. Между клинышками в ряду рас­стояние 2 см и между рядами 5 см.

Для вывода неплодных маток с переносом личинок спер­ва при помощи шаблона изготовляют восковые мисочки, которые приклеивают к патронам, а последние размещают по планкам маточной рамки (рис. 5). Можно мисочки прикреплять и к клинышкам.

clip_image020

Рис. 4. Вывод неплодных маток на ячейках сота с личинками:

А— кусочек сота с одной ячейкой: 1—вид сбоку, 2—вид сверху; Б—1—пат­рон, 2-ячейка сота прикреплена к патрону; В— ячейка сота с личинкой прикреплена к клинышку; Г— патроны с ячейками сота размещены на планке маточной рамки.

Перенос личинок из ячеек сота, содержащего одновозрастной расплод, производится при помощи тонкого шпателя. Чтобы удобнее было захватить им личинку, ячейки сота подрезают на половину высоты.

При переносе личинок сот с одновозрастными личинками держат так, чтобы свет падал прямо в ячейки; маточную рамку кладут с правой стороны (рис. 6).

clip_image022

Рис. 5. Вывод неплодных маток с переносом личинок: слева—мисочка наклеена на патрон; справа—маточная рамка с наклеенными мисочками на патронах.

Кончик шпателя осторожно подводят под личинку и переносят в мисочку, куда предварительно кладут капельку молочка, слегка разбавленного водой.

clip_image024

Рис. 6. Прививка личинок.

Когда во все мисочки будут привиты личинки, маточную рамку сейчас же ставят в гнездо семьи-воспитательни­цы. Если в одну семью ставят две и более маточных ра­мок, то нельзя их располагать одну возле другой. Их надо ставить через рамку.

Оба способа позволяют располагать патроны или кли­нышки с личинками в центральных участках сота, на маточное воспитание отбирать наиболее крупных личинок, т. е. хорошо усваивающих корм. Эти условия являются основ­ными при выводе высокопродуктивных маток. Вывод ма­ток с переносом личинок наиболее экономически выгоден — при нем не портятся соты, а племенные личинки исполь­зуются гораздо рациональней.

Через 24 часа после постановки маточных рамок их осматривают. Количество личинок, оставляемых на маточ­ное воспитание, для одной семьи-воспитательницы не долж­но превышать в средней полосе СССР весной 15—20, а летом 30—35; на юге — соответственно 30—40 и 50—60. Все принятые личинки сверх указанного количества уничтожают. Принятие личинок на маточное воспитание узнается по отстройке стенок ячейки и снабжению их молочком.

Одновременно с проверкой личинок на прием из семьи-воспитательницы удаляют не менее трех рамок, а взамен возвращают три рамки с печатным расплодом из числа ра­нее отобранных. Рамки эти размещают так, чтобы маточные рамки стояли между рамок с расплодом. Это создает более благоприятный температурный режим при выращивании личинок.

В окончательно собранном гнезде семьи-воспитатель­ницы пчелы должны плотно обсиживать все рамки, а само гнездо следует хорошо утеплять сверху и боков, а когда нужно, то и со дна.

За два дня до выхода матки маточники, в зависимости от способа их подготовки для маточного воспитания, выре­зают или отбирают. Через сутки после удаления маточни­ков семью-воспитательницу можно опять использовать для вторичного выращивания неплодных маток. После этого семью не используют в течение месяца.

Браковка личинок и маток.

При выводе высокопродук­тивных маток необходим тщательный контроль за разви­тием, ростом личинок и маток и браковкой их.

При подготовке личинок на маточное воспитание следует брать личинок только большего размера (при условии, что на соте находятся одновозрастные личинки).

При всех осмотрах семьи-воспитательницы нужно тща­тельно осматривать выращиваемых личинок и удалять всех отставших в росте личинок. Подобную браковку произ­водят обязательно за сутки до запечатывания маточников.

При вырезке или отъеме маточников из семьи-воспита­тельницы уничтожают все маленькие, кривые и непра­вильно отстроенные маточники.

После выхода матки из маточника производят браковку неплодных маток (мелких, с поврежденными ножками, крыльями и т. д.). Это лучше всего сделать на матках, не­давно вышедших из маточников: они медленно передви­гаются по соту, а, следовательно, их легко осмотреть.

Вывод трутней

Высокопродуктивных маток можно получать при усло­вии, если спаривание маток происходит с трутнями, выра­щенными в высокопродуктивных семьях. Ввиду того что спаривание матки с трутнями до сих пор осуществляется вне контроля пчеловода, нужно стремиться выращивать племенные семьи не только на своей пасеке, но и вовлечь в эту работу соседние пасеки.

Семьи, выделенные для выращивания трутней, называют семьями-отцами. В остальных семьях пасеки принимают все меры для предупреждения вывода трутней.

К семьям-отцам предъявляют те же требования, что и к маточным семьям и семьям-воспитательницам, но только все эти три группы семей не должны быть родственными между собой. Обычно года через 3—5 на пасеке, где ведутся селекционная работа и вывод маток, во избежание вредного влияния родственного скрещивания необходимо обменивать свой маточный состав на маток с передовых пасек своего района.

Выращивание трутней в семьях-отцах должно начи­наться раньше вывода маток в семьях-воспитательницах на полмесяца. На развитие трутней в среднем уходит 24 дня, а на развитие матки— 16 дней. Кроме того, трутень ста­новится половозрелым через 8—14 дней после выхода из ячейки, а матка через 5—8 дней после выхода из маточника. Значит, на развитие трутня и его созревание требуется до 38 дней, а на развитие матки и ее созревание—до 24 дней.

Обычно вывод маток начинается, когда в семьях-отцах по­является печатный трутневый расплод.

К выращиванию трутней приступают недели за две до начала цветения фруктовых деревьев (в центральной по­лосе СССР). Гнездо семьи-отца сокращают, а в середину ставят заранее отстроенный трутневый сот. Проход между трутневым сотом и двумя соседними сотами увеличивают, так как трутневый сот толще пчелиного на 5 мм. Ни в коем случае нельзя допускать вывод трутней на случайно от­строенных кусочках и внизу сота.

[*] Эти соты надо заготовить заблаговременно в необходимом количестве в период, наиболее благоприятный для отстройки трут­невого сота.

Если во время выращивания трутней прекратится взя­ток, то семьи-отцы необходимо ежедневно подкармливать сиропом по 200 мл на семью.

Чтобы не перегрузить семьи-отца трутнями, рекомен­дуется, как только пчелы запечатают трутневый расплод, передавать такие рамки для дозревания в другие сильные семьи. Взамен отобранной рамки печатного трутневого рас­плода дают рамку трутневой суши под засев. Выращивание трутней заканчивают за 3—4 недели до прекращения глав­ного взятка.

Получение плодных маток

В практике многих пасек установился обычай—сменять старых маток в зимовалых семьях или давать во вновь сформированный отводок неплодную матку или маточник. Нужно сказать, что этот прием крайне невыгоден, так как приводит к перерыву в откладке яиц до месяца, отчего сила семьи нередко снижается.

Следует широко использовать такой прием: отобранные зрелые маточники распределять по нуклеусам для получе­ния плодных маток, а уже последние использовать для сме­ны или других целей.

Лучшим нуклеусом для средней полосы СССР является нуклеус на нормальную рамку, отделение которого имеет три рамки (трехсемейные), а для юга — на 1—2 рамки (пяти-восьмисемейные). Каждое отделение должно иметь свой потолок, хорошо изолирующий одну семейку от дру­гой. Летки располагают по одному на каждую стенку улья.

Хорошим нуклеусом является боковой нуклеус, широко используемый на многих пасеках. Обычно его делают на две рамки, реже больше. Для бокового нуклеуса очень удобны ульи-лежаки. Иногда для такого нуклеуса делают из фанеры футляр, вставляемый рядом с гнездом основ­ной семьи. Это позволяет использовать боковой нуклеус в любой семье, перенести его из одной семьи в другую и т. д.

Каждое отделение нуклеуса заселяют небольшим от­водком, которому дают маточник или неплодную матку. Эти семейки при надлежащем уходе и взятке не только не требуют подкормки, но обычно собирают себе зимние запасы корма.

Семейки нуклеусов осматривают через день после фор­мирования. В отделения, где пчелы не обсиживают всех рамок, добавляют пчел.

В последующие дни контролируют выход матки из ма­точника, ее прием пчелами и определяют качество народив­шейся матки по внешнему виду (величина, отсутствие де­фектов и т. д.). Пропажу маток во время брачных вылетов узнают по отсутствию матки или закладке свищевых ма­точников (когда на сотике в отделении есть молодой рас­плод). Взамен пропавшей матки дают маточник или неплод­ную матку. Для этого необходимо при отборе маточников из семьи-воспитательницы часть их разместить по клеточкам Титова, куда предварительно подсадить по 5—7 молодых пчел, а в кормовое отделение положить твердого корма — канди. Заряженные таким образом клеточки размещаются сверху между рамками сильной семьи для обогревания маточников.

Осеменившуюся матку узнают по откладке яиц. Такую зачервившую матку отбирают, а взамен дают маточник или неплодную матку.

Нуклеусы на нормальную рамку широко используются для сохранения запасных маток на зиму, чтобы иметь воз­можность ранней весной исправить безматочные семьи, а также семьи с дефектной маткой и др.

Оставить комментарий

Кликните для смены кода
Адрес Вашей электронной почты опубликован не будет.
Обязательные поля отмечены звездочкой (*).