П. М. КОМАРОВ Кандидат биологических наук
Много лет назад пчеловоды говорили: «Дайте нам хороших маток, и мы дадим высокие урожаи меда». Своими наблюдениями они установили, что со сменой матки часто резко изменялась и продуктивность пчелиной семьи, а потомство некоторых маток из рода в род отличалось высокой продуктивностью. Такими матками пчеловоды особенно дорожили, так как был известен лишь естественный вывод маток.
Но уже во второй половине прошлого столетия в связи с возрастающим спросом на итальянских маток за рубежом, в особенности в США, а в России на кавказских маток, маток начали выводить искусственно.
Однако приемы искусственного вывода в то время не всегда давали удовлетворительные результаты и у части пчеловодов возникло ошибочное мнение о низкой продуктивности всех искусственно выведенных маток и о высоком качестве маток естественного вывода.
Почти вековой спор пчеловодов о преимуществе маток естественного или искусственного вывода решился в пользу последних маток. Научно-исследовательская работа в этом направлении вскрыла основные причины преимущества маток искусственного вывода и недостатки их при естественном выводе. Если и имеются до сих пор пчеловоды, считающие, что матки только естественного вывода высокопродуктивные, то это объясняется тем, что эти пчеловоды не умеют или не хотят освоить технику искусственного вывода маток.
Уже сейчас нельзя довольствоваться на пасеках роевыми и свищевыми матками, т. е. только тем, что дает природа. Все пчеловоды-передовики уделяют большое внимание качеству маток своих семей, умеют выращивать и получать высокопродуктивных маток. Современная прогрессивная техника пчеловождения включает селекционную работу и вывод маток.
В настоящей статье на основе многолетних наблюдений и экспериментальных работ освещены основные условия вывода высокопродуктивных маток.
Развивающийся организм личинки, будь то матка или рабочая пчела, находится в тесной связи с окружающей его средой и требует для своего развития и роста определенных условий. Поэтому знания условий вывода маток дают возможность направлять процессы развития маточных личинок в нужную для пчеловода сторону.
Как известно, вся работа по искусственному выводу маток распадается на два раздела: а) выращивание (воспитание) неплодных маток и б) получение плодных маток.
Наиболее ответственной работой является выращивание неплодных маток, так как личинки, из которых они выводятся, наиболее чувствительны к воздействию внешних условий.
В 1761 г. А. Ширах экспериментально доказал, что молодые личинки рабочих пчел могут быть приняты на маточное воспитание и при своем развитии дают маток. Это открытие положило начало не только искусственному выводу маток, но и искусственному роению.
Искусственный вывод маток основан на биологическом свойстве пчелиной семьи: когда пчелы по тем или другим причинам теряют матку, то они из имеющихся в семье личинок рабочих пчел выращивают маток.
Для улучшения качества выращиваемых маток в настоящее время используют:
а)осиротение семей (семьи-воспитательницы), т. е. удаление из семьи матки и открытого расплода, чтобы заставить пчел воспитывать маток из тех личинок, которые дает пчеловод;
б) м а т о ч н ы е с е м ь и, т. е. семьи, доставляющие молодых личинок для вывода маток.
Для получения плодных маток используют зрелые маточники или молодые неплодные матки. Их дают или подсаживают в семьи, где отобраны старые матки. Чаще маточники или неплодные матки помещают в небольшие по размеру семьи, так называемые нуклеусы. Последние служат для временного сохранения маток в период брачного вылета и откладки первых яиц плодной маткой.
Основные условий выращивания неплодных маток
Многолетняя производственная и экспериментальная работа показала, что основными условиями, определяющими развитие высокопродуктивных маток, являются:
а) время сезона при выращивании неплодных маток;
б) температурный режим гнезда семьи-воспитательницы;
в) возраст личинок, даваемых на маточное воспитание, и их кормовой режим;
г) состояние семьи-воспитательницы.
Время выращивания неплодных маток.
Время сезона, в которое происходит вывод маток, имеет существенное значение для качества маток.
В гнезде пчелы поддерживают относительно постоянный микроклимат, создание которого во многом зависит от внешней температуры, влажности воздуха и т. д. Поэтому ранней весной, когда погода обычно стоит неустойчивая, велика разница в температуре днем и ночью, часты перерывы во взятке и т. д., пчелы тратят много энергии на поддержание микроклимата в гнезде, и получить полноценных маток в это время очень трудно.
В средней полосе СССР наиболее крупных маток получают в конце мая — июне и начале июля. Максимальное число яйцевых трубочек присуще маткам, также выведенным в это время. Специальными опытами установлено, что чем крупнее матка, тем лучше у нее развита половая система и больше число яйцевых трубочек. Доказано, что крупная матка с большим числом яйцевых трубочек отличается наивысшей яйценоскостью.
К выводу маток следует приступать только при наличии взятка в природе, устойчивой теплой погоде; вывод маток в безвзяточное время, а также ранней весной и поздней осенью недопустим. При внезапном и временном перерыве во взятке необходимо семьи, участвующие в выводе маток, подкармливать жидким сиропом не менее чем по 200 мл. Корм нужно давать на ночь.
Как правило, начало вывода маток в средней полосе СССР совпадает с зацветанием фруктовых деревьев.
Температурный режим гнезда маточной семьи и семьи- воспитательницы.
Температурный режим гнезд семей, участвующих в выводе маток, влияет на обмен веществ у личинок и куколок. Подробный анализ этого позволил внести понятие о «биологическом» и «календарном» возрасте личинок. Это дало возможность раскрыть особенности выращивания маток из 5-суточных личинок и разработать указания по получению одновозрастных личинок, и отбору их для маточного воспитания.
Относительно постоянная температура (34—35°) держится на центральных рамках гнезда семьи. Объясняется это резко выраженной терморегуляторной способностью взрослых пчел. Температура на нижних и верхних участках сотов, а также на крайних рамках гнезда резко колеблется и во многом определяется внешней температурой. Эти колебания особенно заметны ночью и в холодные дни. На амплитуду колебаний температуры влияет также сила семьи. У слабых семей амплитуда колебаний температуры раза в полтора больше, чем у сильных семей.
Для развития и роста личинок и куколок пчел наиболее благоприятная температура в пределах 34—35,5°. При температуре ниже и выше процессы обмена веществ, а, следовательно, развитие и рост личинок, нарушаются; при низкой температуре они замедляются, при повышенной ускоряются.
Задержка в развитии и росте личинок может произойти на боковых и нижних участках рамок и крайних гнездовых рамках, где температура часто опускается до 30—32° и держится на этом уровне, например, ночью.
Задержка в развитии и росте личинок приводит к тому, что состояние организма по календарному возрасту их не всегда соответствует состоянию организма, характерному для данного возраста личинок, развивающихся при нормальной температуре. Такое развитие организма называют биологическим возрастом.
Таким образом, у личинок, находящихся на боковых и нижних участках сота центральных рамок, биологический возраст отстает от календарного. Наоборот, в верхних участках сота, где температура нередко превышает 36°, у личинок биологический возраст опережает календарный. Наконец, у личинок из центральных участков сота биологический возраст совпадает с календарным.
Данные таблицы 2 весьма показательны, особенно при маточном воспитании 4-суточных личинок, взятых из центра и нижней части сота. В первом случае были получены нормальные матки, а во втором, из-за задержки развития части личинок, были получены переходные формы. Маточное воспитание 3-суточных личинок из центра сота дает нормально развитых маток, а личинки, взятые из верхнего участка сота, где несколько ускоряются процессы обмена, в некоторых случаях дали переходные формы. В этом случае личинки созрели преждевременно или биологический возраст у них был больше календарного.
В семье, подготовляющейся к роению, температура около роевых маточников, независимо от места их расположения, колеблется в пределах 32—36°. Лишь в отдельных случаях температура снижается до 26°, но затем быстро поднимается до прежнего уровня. Эти температурные скачки связаны исключительно с падением внешней температуры ночью или резким похолоданием днем.
Разность между внешней температурой и температурой около роевых маточников может достигать 23° (+13, +36°).
Температура около маточников при искусственном выводе маток, когда мисочки с личинками расположены на планке маточной рамки на уровне центрального участка сота с расплодом, колеблется в пределах 33—37°. Падение температуры ниже 33° не было установлено.
Изучение маток, выведенных искусственным и роевым способами, установило преимущество искусственного вывода (табл. 3).
Исходя из сказанного, при выращивании неплодных маток можно рекомендовать следующее.
В целях создания наиболее благоприятного теплового режима в семьях, занятых выводом маток, необходимо сокращать гнездо до полного обсиживания пчелами всех рамок; применять хорошее головное и боковое утепление; в неблагоприятную погоду (резкая разница в температуре днем и ночью, устойчивое похолодание днем и т. д.) следует утеплять и дно улья.
Маточные рамки нужно располагать в центре гнезда семьи-воспитательницы, а планки с мисочками — на уровне центрального участка сота.
Возраст личинок, даваемых на маточное воспитание.
Рядом исследователей, вначале В. Ульяниновым (1872), позднее Г. Кожевниковым (1905), Ф. Лошелем (1916), Е. Ортелем (1930) и другими установлено, что по своим морфологическим показателям (кроме веса) личинка рабочей пчелы в течение всего личиночного периода не отличается от маточной личинки. А затем наблюдается как бы скачкообразная переделка органов (половая система, слюнные железы и т. д.) и общего вида личинки в куколку матки или в куколку рабочей пчелы.
Исследования показали, что имеется разница в строении жирового тела и в количестве и качестве резервных веществ, в первую очередь пластических. Жировое тело личинки матки значительно богаче зернами белка, чем жировое тело личинки рабочей пчелы.
Когда происходит очень быстрая переделка организма личинки в куколку, личинка рабочей пчелы испытывает своеобразное, установившееся в процессе эволюции белковое голодание. В результате имеет место регресс при развитии половых органов и ряда других признаков.
У личинки матки, наоборот, избыток белковых веществ создает условия для бурного развития половой системы и ряда желез, что подавляет развитие других органов (восковые и глоточная железы, приспособление для сбора пыльцы и т. д.).
Таким образом, скачкообразно протекающие процессы развития у предкуколки медоносной пчелы определяются резервными веществами жирового тела личинки. Количество и качество этих веществ зависит от кормовых режимов личинок матки и рабочей пчелы.
Если корм влияет на постэмбриональное развитие личинок и целиком определяет направленность развития женских особей пчелы, а само изменение развития в ту или другую сторону происходит очень быстро, то нельзя ли искусственно затормозить это превращение, беря на маточное воспитание личинок рабочих пчел более старого возраста, т. е. таких, которые уже некоторое время получали кормовую кашицу (смесь меда и перги). Этот опыт можно провести в обратном порядке, т. е. перевести маточных личинок на кормовой режим личинки рабочей пчелы.
Такие опыты были впервые осуществлены И. Клейном (1903), позднее Ф. Беккером (1925), В. Рейном (1933), Г. Гонтарским (1941) и автором настоящей работы. Результаты опытов автора приведены в таблице 4.
Эти данные позволяют сделать следующие выводы.
1. При переводе личинок маток и рабочих пчел в возрасте до двух суток включительно на другой кормовой режим из личинок маток получают нормально развитых рабочих пчел, а из личинок рабочих пчел—маток. Значит, молочко, которым кормят личинок рабочих пчел, не отличается от молочка маточных личинок, и яйца, откладываемые маткой в мисочки и рабочие ячейки, морфологически равноценны.
2. Перевод личинок рабочих пчел и маток в возрасте 2½-3 суток с одного кормового режима на другой сказывается на конечных результатах. Так, при переводе личинок рабочих пчел на маточное воспитание заметно снижается вес матки и число яйцевых трубочек. Это объясняется тем, что часть личинок рабочих пчел в возрасте трех суток начинают получать корм, к которому примешана перга и мед. Эта смесь заметна даже в корме отдельных личинок в возрасте 2½ суток. Кроме того, личинки рабочих пчел в возрасте 2½-3 суток резко отстают от роста маточных личинок того же возраста, так как последние получают корма больше. Таким образом, снижение количества корма и его небольшое качественное изменение уже сказываются на конечном результате развития. Маточные личинки в возрасте2½-3 суток, переведенные на кормовой режим личинок рабочих пчел, дают особей, по внешнему виду не отличимых от рабочих пчел, но у большинства из них имеется увеличенное число яйцевых трубочек. Это связано с повышенным потреблением молочка личинками до перевода их на новый кормовой режим.
3. Изменение кормового режима у маточных личинок и личинок рабочих пчел в возрасте З½-4 суток дало неожиданный результат: были получены особи, совмещающие признаки матки и рабочей пчелы. Причем характер проявления признаков и общий вид переходных форм весьма изменчив. Имеются, например, особи, мало отличающиеся от нормально развитой матки, но с зачатками корзиночек. Встречаются особи внешним видом не отличимые от рабочих пчел, но имеющие яичник с числом яйцевых трубочек, характерным для маток, и т. д. При переводе большого числа, например 150 и более, 3-суточных личинок с одного кормового режима на другой среди выращенных маток всегда можно обнаружить несколько переходных форм. Получение переходных форм обусловлено количественным уменьшением корма и заметным качественным его изменением. Так, на маточное воспитание переводятся личинки рабочих пчел, получавшие кормовую кашицу в чистом виде не менее ½ суток. При переводе маточных личинок на кормовой режим рабочих пчел развитие их протекает при потреблении кормовой кашицы. В условиях производства при неконтролируемом свищевом выводе встречается до 5% особей переходной формы и появление их связано с закладкой маточника на 3—4-суточных личинках.
4. Перевод личинок в возрасте 4½ суток и старше с одного кормового режима на другой уже не сказывается на конечном результате воспитания личинок. Так, перевод личинок рабочей пчелы в этом возрасте на маточное воспитание дает рабочих пчел; наоборот, маточные личинки указанного возраста при переводе их на кормовой режим личинки рабочей пчелы развиваются в маток.
Качество выращиваемых маток тесно связано с возрастом личинок рабочих пчел, даваемых на маточное воспитание (табл. 5). Нормально развитые матки можно получить из личинок не старше одних суток. С увеличением возраста личинок, даваемых на маточное воспитание, падает вес и уменьшается число яйцевых трубочек яичника маток.
Для выращивания неплодных маток пчеловод отбирает личинок обычно по их величине. Однако этот признак не является надежным, особенно когда на соте имеются личинки разного возраста.
Пчеловод, отбирая, на глазок сот с молодыми личинками, всегда допускает ошибку в определении возраста личинок. Любая личинка, например имеющая длину 4 мм, может быть отнесена к возрасту ½—1, 1½—2 и 2½—3 суток. Вполне понятно, и качество маток из таких личинок будет сильно колебаться. Вот почему у очень многих пчеловодов вывод неплодных маток часто протекает неудовлетворительно: среди выращенных маток много мелких и даже карликовых.
На маточное воспитание следует давать личинок точно определенного календарного возраста (при условии совпадения его с биологическим возрастом).
Получить личинок определенного возраста в небольшом количестве лучше всего так. Гнездо маточной семьи сокращают и в середину против летка ставят рамку со светло-коричневой сушью. Затем регулярно, обычно через 12 часов, реже через сутки, контролируют эту рамку на засев. Как только при очередном осмотре будет обнаружен засев, отмечают площадь сота с яйцами и рассчитывают срок и день, когда личинки должны достигнуть нужного возраста. Здесь необходимо проконтролировать еще своевременный выход личинок из яиц. Недостаток этого способа тот, что матка может до пяти и более дней обходить поставленную сушь.
Если необходимо получить личинок определенного возраста в большом количестве или получить их в возможно короткий срок, матку переносят в изолятор.
Изолятор представляет ящик с крышкой, боковые стенки которого обиты разделительной решеткой для прохода пчел. В него на сушь выпускают матку, а сам изолятор ставят в середину гнезда маточной семьи. Матка, изолированная от гнезда, может червить только на рамке суши в изоляторе, а пчелы, проходя через отверстия разделительной решетки, чистят ячейки и ухаживают за маткой. Засев регулярно осматривают. Сушь оставляют на 2—3 суток с момента откладки яиц маткой, после чего рамку переставляют в гнездо, а в изолятор дают новую сушь. Недостаток такого содержания матки — снижение через некоторое время откладки яиц, отчего семья ослабевает.
Некоторые пчеловоды с успехом применяют такую изоляцию матки: сбоку отгораживают разделительной решеткой три рамки. В это отделение сажают матку, где она чувствует себя лучше, чем в изоляторе с рамкой суши. Дальнейшая работа по получению одновозрастного расплода протекает по вышеуказанной схеме.
Состояние семьи-воспитательницы во многом определяет качество выращиваемых маток. Получение потомства зависит не только от матки, червящей в этой семье, но и от рабочих пчел, выращивающих это потомство. Приписывать матке исключительную роль в производстве потомства — значит не понимать сущности семьи и не знать того, что на продуктивность потомства влияют не только наследственные задатки производителей, но и те условия, которые создаются в семье.
На основе практики автора статьи и других, матководов (М. Ф. Орлова, Д. В. Ковалева и др.) и ряда экспериментальных работ необходимо соблюдать следующие условия при выборе семьи-воспитательницы.
1. Семья-воспитательница должна быть здоровой и сильной; матка должна откладывать не менее 1,5 тыс. яиц в сутки, а пчелы отличаться высокой продуктивностью и зимостойкостью.
2. Семья-воспитательница должна быть обеспечена не менее б—8 кг меда и двумя рамками перги. Это количество » корма не должно убывать при выводе маток, его следует постоянно пополнять.
3. К выращиванию неплодных маток семью-воспитательницу следует готовить заблаговременно и с таким расчетом, чтобы ко дню вывода маток в семье было не меньше шести полных рамок расплода и возможно больше молодых пчел-кормилиц. Качество последних определяется количеством молочка, даваемым молодым личинкам.
Насколько сила семьи влияет на признаки выращиваемых маток, хорошо видно из таблицы 6.
Ошибочно поступают пчеловоды, когда по чисто техническим соображениям, не учитывая биологических свойств пчел, делят семьи и одну из половинок используют как семью-воспитательницу. В этом случае снижается и вес тела и число яйцевых трубочек у выращиваемых маток. Таким приемом нельзя вырастить высокопродуктивных маток.
Для нормального выращивания неплодных маток семью-воспитательницу следует осиротить, т. е. отобрать матку и весь расплод. Это способствует лучшему приему личинок, даваемых на маточное воспитание. Осиротение семьи производят за 12-24 часа до дачи личинок. Гнездо семьи-воспитательницы собирают из рамок, имеющих мед, пергу и сушь, так, чтобы пчелы плотно обсиживали все рамки.
Из отобранного от семьи-воспитательницы расплода и матки формируют сильный отводок, а молодых пчел для него отбирают от других сильных и здоровых семей.
Через 12—24 часа после осиротения семьи-воспитательницы из центра гнезда удаляют 1—2 рамки, а взамен их дают 1—2 маточные рамки, т. е. рамки с личинками, подготовленными для маточного воспитания.
В таком виде семья-воспитательница готова для выращивания неплодных маток
О технике вывода неплодных маток.
Личинки, даваемые на маточное воспитание, берут из маточных семей. Эти семьи по своим качествам равноценны семьям-воспитательницам. Крайне желательно, чтобы высокая продуктивность маток и пчел маточных семей стойко сохранялась в потомстве. От этих семей получают одновозрастной расплод (по одному из способов, указанных ранее), который уже подготовляется для маточного воспитания.
Независимо от способа подготовки личинок для маточного воспитания необходимо строго соблюдать следующее.
1. Разбирать гнездо маточной семьи в хороший летный день.
2. Рамку с одновозрастными личинками вынимать осторожно, а пчел с нее смахивать пучком травы. Нельзя удалять пчел с рамки, стряхивая ее. Этим можно повредить личинок.
3. Рамку с одновозрастными личинками следует ставить в переносный ящик и в нем переносить к месту работы.
4. Все работы по подготовке личинок на маточное воспитание нужно проводить в комнате, где температура не ниже 25° и нет сквозняков.
5. Во время работы сот с личинками необходимо предохранить от солнечных лучей. Всю работу ведут быстро и аккуратно.
В настоящее время широко рекомендуют и используют несколько способов подготовки личинок для маточного воспитания.
Наиболее простой из них — получение сотов с одновозрастными личинками. В гнездо семьи-воспитательницы ставят 1—2 рамки с такими сотами. На личинках в этих сотах пчелы заложат свищевые маточники. Вывод маток возможен, если личинки, предназначенные для маточного воспитания, находятся на центральном участке сота (рис. 1).
Рис. 1, Закладка маточников на центральном участке маточной рамки.
Недостаток этого способа — крайне незначительное использование племенных личинок и порча сота при вырезке маточников.
Для увеличения количества закладываемых маточников рекомендуется путем подрезки сотов, как показано на рисунке 2, обнажить ячейки с личинками. В этих места пчелы заложат на них маточники.
Рис. 2. Прямая (А) и зигзагообразная (Б) подрезка маточного сота для вывода неплодных маток.
Существенным недостатком этого приема вывода неплодных маток является то, что много маточников находятся вне центрального участка сота. Этот прием позволяет выращивать высокопродуктивных маток лишь частично и то в наиболее благоприятный период сезона.
Более совершенным способом выращивания неплодных маток является вывод их на полоске сота. Устройство маточной рамки для этого способа показано на рисунке 3. Рамку для этого берут со старой сушью, без меда, с горизонтально натянутой проволокой.
Из сота с одновозрастными личинками вырезают полоски с одним рядом ячеек. С одной стороны полоски срезают ячейки на половину высоты. Затем спичкой уничтожают на этой стороне полоски часть личинок с таким расчетом, чтобы из трех ячеек оставить личинки лишь в одной. Во время этой работы необходимо оставлять наиболее крупных личинок при условии, если на соте были личинки одного возраста. Такая браковка обеспечивает выращивание более продуктивных маток.
Края ячеек, где остались личинки, расширяют палочкой. Затем полоски сота прикрепляют в просвет маточной рамки. Подготовленные таким образом рамки с личинками ставят в гнездо семьи-воспитательницы.
Наиболее совершенным способом вывода неплодных маток является способ выращивания их на ячейках сота или с переносом личинок в мисочки.
При выращивании маток на ячейках сотов вырезанную полосу сота из рамки, содержащей личинок одного возраста, разрезают на кусочки, имеющие по одной ячейке с личинкой, как показано на рисунке 4. Такой кусочек сота укрепляют на патроне или клинышке (рис. 4БиВ).
Рис. 3. Вывод неплодных маток на полосках сота с личинками:
А—вырезка полоски сота с одновозрастными личинками; Б—полоска сота с личинками прикреплена в маточной рамке.
Патроны с ячейками сотов размещают в специальной маточной рамке, а последнюю ставят в гнездо семьи-воспитательницы.
Клинышки с ячейками сотов распределяют в центральном участке старого сота. Между клинышками в ряду расстояние 2 см и между рядами 5 см.
Для вывода неплодных маток с переносом личинок сперва при помощи шаблона изготовляют восковые мисочки, которые приклеивают к патронам, а последние размещают по планкам маточной рамки (рис. 5). Можно мисочки прикреплять и к клинышкам.
Рис. 4. Вывод неплодных маток на ячейках сота с личинками:
А— кусочек сота с одной ячейкой: 1—вид сбоку, 2—вид сверху; Б—1—патрон, 2-ячейка сота прикреплена к патрону; В— ячейка сота с личинкой прикреплена к клинышку; Г— патроны с ячейками сота размещены на планке маточной рамки.
Перенос личинок из ячеек сота, содержащего одновозрастной расплод, производится при помощи тонкого шпателя. Чтобы удобнее было захватить им личинку, ячейки сота подрезают на половину высоты.
При переносе личинок сот с одновозрастными личинками держат так, чтобы свет падал прямо в ячейки; маточную рамку кладут с правой стороны (рис. 6).
Рис. 5. Вывод неплодных маток с переносом личинок: слева—мисочка наклеена на патрон; справа—маточная рамка с наклеенными мисочками на патронах.
Кончик шпателя осторожно подводят под личинку и переносят в мисочку, куда предварительно кладут капельку молочка, слегка разбавленного водой.
Рис. 6. Прививка личинок.
Когда во все мисочки будут привиты личинки, маточную рамку сейчас же ставят в гнездо семьи-воспитательницы. Если в одну семью ставят две и более маточных рамок, то нельзя их располагать одну возле другой. Их надо ставить через рамку.
Оба способа позволяют располагать патроны или клинышки с личинками в центральных участках сота, на маточное воспитание отбирать наиболее крупных личинок, т. е. хорошо усваивающих корм. Эти условия являются основными при выводе высокопродуктивных маток. Вывод маток с переносом личинок наиболее экономически выгоден — при нем не портятся соты, а племенные личинки используются гораздо рациональней.
Через 24 часа после постановки маточных рамок их осматривают. Количество личинок, оставляемых на маточное воспитание, для одной семьи-воспитательницы не должно превышать в средней полосе СССР весной 15—20, а летом 30—35; на юге — соответственно 30—40 и 50—60. Все принятые личинки сверх указанного количества уничтожают. Принятие личинок на маточное воспитание узнается по отстройке стенок ячейки и снабжению их молочком.
Одновременно с проверкой личинок на прием из семьи-воспитательницы удаляют не менее трех рамок, а взамен возвращают три рамки с печатным расплодом из числа ранее отобранных. Рамки эти размещают так, чтобы маточные рамки стояли между рамок с расплодом. Это создает более благоприятный температурный режим при выращивании личинок.
В окончательно собранном гнезде семьи-воспитательницы пчелы должны плотно обсиживать все рамки, а само гнездо следует хорошо утеплять сверху и боков, а когда нужно, то и со дна.
За два дня до выхода матки маточники, в зависимости от способа их подготовки для маточного воспитания, вырезают или отбирают. Через сутки после удаления маточников семью-воспитательницу можно опять использовать для вторичного выращивания неплодных маток. После этого семью не используют в течение месяца.
Браковка личинок и маток.
При выводе высокопродуктивных маток необходим тщательный контроль за развитием, ростом личинок и маток и браковкой их.
При подготовке личинок на маточное воспитание следует брать личинок только большего размера (при условии, что на соте находятся одновозрастные личинки).
При всех осмотрах семьи-воспитательницы нужно тщательно осматривать выращиваемых личинок и удалять всех отставших в росте личинок. Подобную браковку производят обязательно за сутки до запечатывания маточников.
При вырезке или отъеме маточников из семьи-воспитательницы уничтожают все маленькие, кривые и неправильно отстроенные маточники.
После выхода матки из маточника производят браковку неплодных маток (мелких, с поврежденными ножками, крыльями и т. д.). Это лучше всего сделать на матках, недавно вышедших из маточников: они медленно передвигаются по соту, а, следовательно, их легко осмотреть.
Высокопродуктивных маток можно получать при условии, если спаривание маток происходит с трутнями, выращенными в высокопродуктивных семьях. Ввиду того что спаривание матки с трутнями до сих пор осуществляется вне контроля пчеловода, нужно стремиться выращивать племенные семьи не только на своей пасеке, но и вовлечь в эту работу соседние пасеки.
Семьи, выделенные для выращивания трутней, называют семьями-отцами. В остальных семьях пасеки принимают все меры для предупреждения вывода трутней.
К семьям-отцам предъявляют те же требования, что и к маточным семьям и семьям-воспитательницам, но только все эти три группы семей не должны быть родственными между собой. Обычно года через 3—5 на пасеке, где ведутся селекционная работа и вывод маток, во избежание вредного влияния родственного скрещивания необходимо обменивать свой маточный состав на маток с передовых пасек своего района.
Выращивание трутней в семьях-отцах должно начинаться раньше вывода маток в семьях-воспитательницах на полмесяца. На развитие трутней в среднем уходит 24 дня, а на развитие матки— 16 дней. Кроме того, трутень становится половозрелым через 8—14 дней после выхода из ячейки, а матка через 5—8 дней после выхода из маточника. Значит, на развитие трутня и его созревание требуется до 38 дней, а на развитие матки и ее созревание—до 24 дней.
Обычно вывод маток начинается, когда в семьях-отцах появляется печатный трутневый расплод.
К выращиванию трутней приступают недели за две до начала цветения фруктовых деревьев (в центральной полосе СССР). Гнездо семьи-отца сокращают, а в середину ставят заранее отстроенный трутневый сот. Проход между трутневым сотом и двумя соседними сотами увеличивают, так как трутневый сот толще пчелиного на 5 мм. Ни в коем случае нельзя допускать вывод трутней на случайно отстроенных кусочках и внизу сота.
[*] Эти соты надо заготовить заблаговременно в необходимом количестве в период, наиболее благоприятный для отстройки трутневого сота.
Если во время выращивания трутней прекратится взяток, то семьи-отцы необходимо ежедневно подкармливать сиропом по 200 мл на семью.
Чтобы не перегрузить семьи-отца трутнями, рекомендуется, как только пчелы запечатают трутневый расплод, передавать такие рамки для дозревания в другие сильные семьи. Взамен отобранной рамки печатного трутневого расплода дают рамку трутневой суши под засев. Выращивание трутней заканчивают за 3—4 недели до прекращения главного взятка.
Получение плодных маток
В практике многих пасек установился обычай—сменять старых маток в зимовалых семьях или давать во вновь сформированный отводок неплодную матку или маточник. Нужно сказать, что этот прием крайне невыгоден, так как приводит к перерыву в откладке яиц до месяца, отчего сила семьи нередко снижается.
Следует широко использовать такой прием: отобранные зрелые маточники распределять по нуклеусам для получения плодных маток, а уже последние использовать для смены или других целей.
Лучшим нуклеусом для средней полосы СССР является нуклеус на нормальную рамку, отделение которого имеет три рамки (трехсемейные), а для юга — на 1—2 рамки (пяти-восьмисемейные). Каждое отделение должно иметь свой потолок, хорошо изолирующий одну семейку от другой. Летки располагают по одному на каждую стенку улья.
Хорошим нуклеусом является боковой нуклеус, широко используемый на многих пасеках. Обычно его делают на две рамки, реже больше. Для бокового нуклеуса очень удобны ульи-лежаки. Иногда для такого нуклеуса делают из фанеры футляр, вставляемый рядом с гнездом основной семьи. Это позволяет использовать боковой нуклеус в любой семье, перенести его из одной семьи в другую и т. д.
Каждое отделение нуклеуса заселяют небольшим отводком, которому дают маточник или неплодную матку. Эти семейки при надлежащем уходе и взятке не только не требуют подкормки, но обычно собирают себе зимние запасы корма.
Семейки нуклеусов осматривают через день после формирования. В отделения, где пчелы не обсиживают всех рамок, добавляют пчел.
В последующие дни контролируют выход матки из маточника, ее прием пчелами и определяют качество народившейся матки по внешнему виду (величина, отсутствие дефектов и т. д.). Пропажу маток во время брачных вылетов узнают по отсутствию матки или закладке свищевых маточников (когда на сотике в отделении есть молодой расплод). Взамен пропавшей матки дают маточник или неплодную матку. Для этого необходимо при отборе маточников из семьи-воспитательницы часть их разместить по клеточкам Титова, куда предварительно подсадить по 5—7 молодых пчел, а в кормовое отделение положить твердого корма — канди. Заряженные таким образом клеточки размещаются сверху между рамками сильной семьи для обогревания маточников.
Осеменившуюся матку узнают по откладке яиц. Такую зачервившую матку отбирают, а взамен дают маточник или неплодную матку.
Нуклеусы на нормальную рамку широко используются для сохранения запасных маток на зиму, чтобы иметь возможность ранней весной исправить безматочные семьи, а также семьи с дефектной маткой и др.