Цикл: “Уголок Юного Натуралиста, класс “Юный пчеловод”
Преподаватель: апитерапевт Рузанкина Тамара Васильевна
г. Новосибирск, Новосибирская Медицинская Академия
Урок № 1
РАЗМНОЖЕНИЕ ПЧЕЛ
“Лучший подарок – по моему – МЕД!” – сказал себе Винни-Пух, – но если тебе никто не делает подарок, то надо самому о себе позаботится и заняться вождением пчел!”
Он пораспрашивал окружающих о том, где у нас учат пчеловождению, после чего отправился на Районную Станцию Юных Натуралистов.
Оказалось, он пришел очень вовремя: по средам, с 16 часов, еженедельно ребята обсуждают план работы на пасеке, а потом отправляются на учебную пасеку и воплощают свои планы в действие.
“Если им пчелы позволяют”, – подумал Винни-Пух.
“Ты, Миша, очень правильно оделся, – сказала ему Тамара Васильевна, – у тебя рубашка с длинными рукавами и брюки. Вот тебе еще халат белый, надевай; и на пасеке наденешь, вот возьми, такую шляпу пчеловода с сеткой, и перчатки”.
“А сейчас, дети, запишите в тетради сегодняшнее число и тему: “Размножение пчел”, и нарисуйте, кто, как видит улей”.
“Размножение пчел – это хорошо; когда много пчел, то и меда много” – подумал Винни-Пух.
И Винни-Пух начал рисовать. Он нарисовал высокое дерево, тщательно на нем листочки, и нечто, похожее на скворечник. Вокруг скворечника нарисовал жужжащих пчел.
“Твой рисунок, Миша очень красивый, но сегодня у нас речь не о диких пчелках, живущих в лесу, а о тех, о которых мы заботимся, и потому вот такой квадрат с круглым отверстием, мы и назовем ульем”.
Тамара Васильевна нарисовала у Винни-Пуха в тетради улей.
“Слово “рой” все ребята, наверное, слышали. Это когда из улья вылетает много-много пчел и с ними матка, их мама. Рой может сесть вот на такое дерево, которое нарисовал Миша, и какое-то время подождать.
Чего же он ждет? Квартирмейстеров – то есть пчел-разведчиц, которые ищут будущий дом для роя, а потом прилетают и докладывают.
Рой, все пчелки и матка, их выслушивают, а потом принимают решение, снимаются с дерева, и летят в ту лучшую для них квартиру, которую они выбрали.
Нам такой метод размножения пчелок не подходит, так как они могут улететь от нас неизвестно куда.
Мы выберем другой метод: отводок. Вот этот улей, который мы нарисовали, мы как бы его отодвинем на пол-улья (или по-другому: на пол-лета полевых пчелок, которые будут возвращаться к нему с поля), а рядом, на пол-лета поставим еще один улей, пока пустой, а потом поделим почти пополам на два улья рамки: рамки с яйцами будущих пчел, рамки с печатным расплодом (почти взрослых деток пчелиных), кормовые рамки с медом и пергой (пчелиным хлебом).
В одном из ульев окажется матка, чаще всего она сидит на рамке с яйцами, и мы попытаемся ее отыскать, но если мы ее не увидим – не беда, через неделю, когда заглянем в улья, то там, где мы обнаружим маточники, в которых пчелы выводят маток, ясное дело, матка в другом улье.
Вот пока наша сегодняшняя задача, а теперь пойдем на пасеку”.
Винни-Пух, пока шел, спрашивал себя, а не страшно ли ему, и выходило по всему, что нет, не страшно.
“У меня совсем нет открытого места на теле (так Тамара Васильевна сказала), и даже если пчелки вознамерятся меня пожалить, то им некуда это будет сделать. А потом, Тамара Васильевна говорит, что мы с пчелками будем разговаривать, ласково рассказывать им, что мы хотим сделать, и почему это для пчелок будет полезно (и для нас тоже, я думаю)”. – Так думал Винни-Пух, надевая шляпу пчеловода.
Дети перед уроком поели маточного молочка пчелиного, которое им раздала Тамара Васильевна, ” и теперь мы для пчелок совсем свои” – сказала она, съедая свою порцию молочка.
На пасеке пчелки жужжали приветливо, не было ни одной сердитой, рамки с яйцами они рассматривали, но матку они не обнаружили, наверное, она спряталась от них. Улей отодвинули, поставили другой на пол-лета, половину рамок переставили, накрыли положками, крышами.
Постояли, поглядели, как пчелки работают. Несли пчелки на задних лапках в корзиночках пчелиную обножку – пыльцу цветочную, которая в улье потом превратится в пергу – хлеб пчелиный, которым пчелки-кормилицы будут кормить деток своих пчелиных.
“И нас тоже”, – подумал Винни-Пух, узнав от Тамары Васильевны, что перга и для детей человеческих самый лучший хлеб; дети, которые едят пергу или пчелиную обножку, хорошо растут, хорошо учатся и не болеют.
“Тебе было интересно, Миша?” – спросила Тамара Васильевна.
“Да, – ответил Винни-Пух, – я буду ходить учиться водить пчел!”
Урок № 2
Рождение пчел (продолжение)
«Итак, дети, у кого есть вопросы по предыдущему уроку?» – спросила Тамара Васильевна.
«У меня! – поднял руку Винни-пух, – Почему мы рождали пчел отводком как какой-нибудь кустарник? Разве сами они не рождаются?»
«Отличный вопрос, Миша! Вот сегодня мы на пасеке будем искать в одном улье яйца – и это будет означать, что матка находится в этом улье и работает, а в другом будем искать маточники, которые пчелки выстроили вокруг яиц или вокруг одно-двух-трех-дневных личинок, чтобы вырастить себе матку.
Их может быть несколько, маточников, так как пчелки должны иметь выбор, матка должна быть сильной – раз!, матка должна быть достаточно большой – два!, и, в маточнике должно остаться немножко маточного молочка, которым пчелы кормили личинок, это означает, что пчелы кормили такую матку вдоволь, чтобы она была самой лучшей – три!» – ответила Тамара Васильевна.
«Но зачем матке быть сильной?» – спросила Настя.
«Тоже хороший вопрос. Когда матка выйдет из маточника (а это будет на 17-й день) и отдохнет в улье 2-3 дня и потом облетится вокруг улья, чтобы запомнить улей и все, что вокруг; она полетит высоко-высоко в синее небо к золотому солнышку поближе, и тот трутень (самый сильный!), который ее догонит – станет ее женихом, ее мужем, и вот, чтобы увернуться от врагов – ее ведь могут съесть любые птицы, стрекозы, пчелиные волки, чтобы достичь небесной высоты, и встретиться с трутнем, а потом вернуться домой, опять избежав врагов, – матка должна быть сильной!» – сказала Тамара Васильевна.
«А зачем матке быть большой?» – спросил Артем.
«Матка один раз летает на встречу к своему жениху – трутню, и потом всю свою жизнь хранит семя, чтобы оплодотворять яйца, чтобы рождались пчелки, и брюшко поэтому у ней должно быть большое.
Ну, что, все готовы идти на пасеку?»
«Так», – сказал себе Винни-Пух, – рубашка и брюки на мне, халат и шапка пчеловода, а также перчатки – в мешке, – «Я – готов!»
Все ребята тоже ответили: «Готовы!»
На пасеке дети стояли по всем правилам: почти вокруг улья, но не напротив летка.
«Знаю, знаю, – размышлял Винни-Пух, – никому не понравится, когда ему мешают работать, и пчелкам тоже. Если ты стоишь напротив летка, то пчелки тебя прогонят: сначала будут ударятся об тебя и отлетать; ну, а если ты не поймешь, что пчелы тебя прогоняют, то они найдут какую-нибудь щелочку в твоем наряде и – ужалят (умней! – скажут)».
Тамара Васильевна доставала рамки из улья и осматривала их вместе с детьми: «Так, дети, что мы тут видим?»
«Печатный расплод и немного напрыска!» – отвечала девочка, которая очень нравилась Винни-Пуху. У дедушки этой девочки была пасека, и она ему помогала на пасеке, и поэтому очень много знала про пчел.
«Правильно, молодец! Видите, дети, за этими крышечками спят куколки пчел будущих, и пчелы, которые сидят на рамке, согревают их своим теплом. Печатный расплод – запечатан крышечками, как мед созревший запечатан. Созревшие пчелки, которым исполнится 21 день, разгрызут крышечку и выйдут наружу, и все пчелы будут рады их рождению.
Ну, а напрыск – это нектар, который пчелки принесли с цветов, в нем очень много воды, и поэтому в ячейках он блестит как вода. Всем видно?”
Рамки с яйцами все не попадались. И вдруг все ребята увидели, как будто большой желудь кто-то прилепил на сотах посредине рамки.
«Маточник свищевой, – сказала Тамара Васильевна, – посмотрите, ребята, он уже запечатан. А вот, ближе к правому краю, совсем маленький, не запечатан. Посмотрите, дети, в нем лежит личинка, и она купается в маточном молочке».
В самом деле, маленькая блестящая личинка, похожая на красивый белый червячок лежала в белом молочке.
И на следующей рамке были обнаружены незапечатанные маточники с личинками в молочке.
«В дневнике мы, дети, запишем, что тут нужен подкорм, так как отводок занят главным делом – выводит матку, и ему надо помочь».
Тамара Васильевна накрыла рамки положком, полосатым от прополиса, которым пчелки приклеивали положок к рамкам, закрыла крышей улей, и они перешли к другому улью.
Поднимая положок, Тамара Васильевна показала ребятам пчел, которых очень много висело на краю положка.
«Смотрите, дети, этим пчелам делать нечего, они выросли, а рамок с сотами нет – некуда складывать принесенный нектар, и вощины нет, которую бы они отстроили, сделали бы соты. Если мы им не дадим работы – они от нас улетят, сделают тоже маточники, выведут себе матку, и улетят.
Мы с вами принесли ящик пчеловода, в котором стоят рамки с вощиной. Несите сюда, ставить. А мы сейчас отодвинем рамки, и поставим рамку с вощиной между рамок с печатным расплодом – так пчелки быстро ее отстроят, они не любят пустого пространства между расплодом, а матка быстро такую свежеотстроенную рамку засеет яйцами.
Наша главная задача: подготовить сильные семьи к главному медосбору (примерно к 1 июлю), тогда сильные семьи принесут нам много меда и себе на зиму наготовят».
«А что главнее, – решил уточнить Винни-Пух, – сделать много пчелосемей или собрать много меда?»
«А вы как думаете, ребята? Этот вопрос Винни-Пуха вам на домашнее задание, и мы с вами обсудим его на следующем уроке.
А также дети, которые дома читают наши уроки, могут нам прислать письмо с ответом. На правильный ответ детям будут поставлены отличные оценки. В конце сезона мы с Вами подведем итоги, и занявшим I-II-III места детям выдадим приз.
До следующей встречи, до свиданья!»
«Интересно, получается, – бурчал себе под нос Винни-Пух, возвращаясь с урока домой, – я задал вопрос, и мне же надо искать ответ на него. Правда, приз обещали…»
Винни-Пух почесал в затылке: «А не пойти ли мне к Пятачку, иногда пока ему рассказываешь, самому становится понятно…»
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
«Винни, Винни! – воскликнул Пятачок, выслушав Винни-Пуха, – давай пойдем к Сове, она всегда правильно подсказывает. Сова очень умная».
И они отправились к Сове, так как у Винни-Пуха после рассказа Пятачку о своих делах в голове пока не прояснилось.
Пока они шли, Винни-Пух продолжал что-то бурчать под нос:
Бурчалки, сопелки, и прочее: «Да!»
Думать мне помогали всегДА!
Теперь почему-то от них никак!
Наверное, надо выпить апилак!
Внезапно Винни-Пух остановился, полез в карманчик рубашки и достал оттуда маточное молочко пчелиное – апилак.
«Возьми, Пятачок, – Винни-Пух протянул Пятачку маленькую беленькую таблетку, – пососи под языком пока не растает, и я тоже».
Винни-Пух положил под язык таблетку апилака.
Пятачок растерянно смотрел на Винни-Пуха, держа на ладони маленькую беленькую таблеточку.
«Что это, Винни?»
«Апилак – маточное молочко пчелиное. Да, не бойся, ты, оно вкусное. Видишь, я его сосу как конфетку».
«Винни, но ты рассказывал, что молочко жидкое, в нем личинка плавает!»
«Угу, – пробурчал Винни-Пух, – видишь, надо ходить на занятия по пчеловодству, тогда много чего интересного и полезного будешь знать. Есть такие пчелофермы, на которых собирают маточное молочко пчелиное, потом сушат, потом прессуют в виде таблеток.
Конечно, цельное молочко пчелиное, наверное вкуснее, но у нас пока нет пчелофермы, поэтому мы покупаем апилак в аптеках».
«Да, а зачем его надо есть, Винни?» – за разговором, Пятачок не заметил, когда положил таблетку апилака под язык.
«Во-первых, чтобы умнеть. Тамара Васильевна рассказывает, что апилак помогает головному мозгу: кровообращение восстановить – раз!, начинают запоминательные связи работать – два!, усталость исчезает, а мысли хорошие появляются – три!
А, в четвертых, мы к Сове пришли!»
На двери у Совы было написано:
«Пр-а-шу не бе-споко-ить, я – сплю!»
«Сова спит! – растерянно сказал Пятачок. – Что будем делать?»
«Сова всегда спит! Надо же ей когда-нибудь с миром общаться!»
Винни-Пух постучал в дверь:
«Сова, открывай! Медведь с Пятачком пришли!»
«Пр-а-шу не бе-споко-ить! Я – сплю!»
«Открывай, засоня!» – Винни-Пух стучал и толкал дверь.
«Ну, что еще стряслось?» – на пороге стояла Сова, закутанная в шали, и поправляла очки на носу.
«Сова, Винни стал пчеловодом!» – воскликнул Пятачок.
Сова еще раз поправила очки и внимательно посмотрела на Винни-Пуха: «И из-за этого Вы меня разбудили!?»
«Да, нет, – я пока – Юный пчеловод. Сова, у нас к тебе дело, и если мы его решим, нам приз дадут!»
«Приз, какой приз?» – Сова решительно шагнула за порог.
«Давай, рассказывай!»
«Винни-Пух рассказывал долго, Пятачок, который уже слышал его рассказ, от нетерпения прыгал вокруг них.
«Странно, – сказала Сова, выслушав Винни-Пуха, – что ж тут непонятного?»
«А-а! – вдруг воскликнул Винни-Пух, – Я все понял! Пошли, Пятачок!»
«А как же я? Погодите, – остановила их Сова, – я тоже хочу приз!»
«Так приходи на занятия, – ответил Винни-Пух, – или напиши ответ письмо».
«Винни, а мне можно придти на занятия?» – спросил Пятачок.
«Конечно, на занятия приходят все ребята, кому интересно пчеловодство».
Сова поправляла очки, глядя им вслед.
Винни-Пух шагал широко, Пятачок с трудом за ним поспевал, и ах!
Запнувшись за корягу, Пятачок упал, а сучок коряги оцарапал его.
«Винни!» – Заплакал Пятачок, глядя, как красные капельки крови бегут по ножке.
Оглянувшись, и увидев Пятачка в слезах, и кровь на ножке, Винни-Пух достал из кармана маленькую бутылочку и покапал на ранку светло-коричневой жидкостью.
«Ну, что, перестало болеть? Гляди, и кровь перестала бежать!»
Пятачок поднялся: «Мне не больно, и кровь не бежит, что у тебя там, в бутылочке, Винни?»
«Прополис, водный раствор, я его купил для бабушки, в глаза капать, чтобы она видела лучше. Тамара Васильевна нам рассказывала, что прополис кровь останавливает и обезболивает, вот я тебе и покапал на ранку. Прополис еще и бактерии убивает и вирусы, в общем, всякую заразу убивает, так что ты не беспокойся, твоя ранка чистая и быстро заживет. Наш класс не просто – Юный пчеловод, а «Юный пчеловод и будущий апитерапевт».
«Винни, куда это мы пришли? Смотри, написано: «Прошу не стучать, никого нет дома!»
«Это Кролик так шутит, – ответил Винни-Пух, стуча в дверь, – но его друзья знают, что он дома».
«Ничего я не шучу, – раздался сверху голос, – дома и в самом деле никого нет!»
«А где же ты тогда?» – спросил Винни-Пух, не переставая стучать в дверь.
«Я на балконе!»
Когда Пятачок и Винни-Пух посмотрели наверх, то увидели Кролика, сидящего в кресле, и читающего книгу.
«Винни-Пух – Юный пчеловод и будущий апи…кто? Винни, я забыл!» – Пятачок опять был весел и прыгал вокруг Винни-Пуха.
Кролик отложил книгу: «Подождите, сейчас я отворю дверь».
«Чаю хотите? – спросил Кролик, открыв дверь, – заходите!»
Кролик помнил, как в прошлом году Винни-Пух и Пятачок были у него в гостях, съели все его припасы, и Винни-Пух так потолстел, что не мог пройти в дверь; поэтому на его полках были теперь дверцы, и он их не распахивал. Кролик заварил свежего чаю, поставил чашки, и в блюдца каждому налил мед.
«Так кто теперь Винни-Пух?» – спросил он.
«Я – Юный пчеловод и будущий апитерапевт. Апис – по латински – пчела, ну, а терапевт – врач. Апитерапевт – врач, лечащий пчелами и пчелопродуктами».
«Винни меня вылечил, – воскликнул Пятачок, – я упал, и поцарапался, у меня кровь побежала, и было больно, а Винни покапал на ранку прополисом водным раствором, и кровь остановилась, и боль исчезла, вот, смотри!»
Пятачок показал Кролику засохшую на его ножке царапину.
«И давно ты стал Юным пчеловодом?» – спросил у Винни-Пуха Кролик.
«Я-то недавно, еще и месяца нет, а у нас есть ребята, которые и зимой ходили – у них занятия были, а есть такие ребята, которые уже два года учатся, и они здоровы, и не простывают, потому что каждый день едят мед и пьют прополис водный. А еще они едят апилак. Ой, я забыл, я хочу тебя угостить». – Винни-Пух достал из кармана рубашки апилак и протянул Кролику таблетку.
«Не надо, не надо, я – здоров! – воскликнул Кролик, отодвигаясь.
«Ты чего! – Пятачок удивленно посмотрел на Кролика, – апилак – это еда, очень вкусная, пчелы кормят своих деток».
«Пчелы кормят своих деток таблетками?!» – воскликнул Кролик.
«Нет, конечно, – ответил Винни-Пух, – маточное пчелиное молочко на самом деле похоже на сметану, а когда матка вылетит, то даже и на масло, то, которое осталось в маточнике. Но хранить его в этом виде трудно, поэтому его сушат и фасуют в виде таблеток».
«А зачем его надо есть нам?»
«А зачем ты мед ешь, а?»
«Ну, во-первых, вкусно. – Кролик облизнулся. – Во вторых, полезно, будешь здоров».
«Вот ты и ответил. Возьми апилак и положи под язык, вскоре ты почувствуешь, что это вкусно, а то, что полезно – ощутишь чуть позднее – почувствуешь себя сильным, бодрым, и умным. Королевская еда – апилак».
«Винни, а ты будешь задавать свой вопрос Кролику?»
«Нет, зачем, я уже знаю ответ».
«А, может быть, ему тоже будет интересно!»
«Приходи к нам на занятия пчеловодов: в среду с четырех часов, спасибо за чай, до встречи!»
Винни-Пух и Пятачок простились с Кроликом и отправились по домам.
Урок № 3
“Молодец, Миша, ты привел своих друзей, – оглядывая компанию, которая села на лавочку вместе с Винни-Пухом: Пятачок, Сова, Кролик, – и научил их правильно одеваться”, – сказала Тамара Васильевна.
“Откройте свои тетради, запишите число, и прежде чем мы пойдем на пасеку, мы еще раз поговорим о вкусе меда”.
Тамара Васильевна открыла баночки с медом, на которых было написано: донниковый, разнотравье, эспарцет, гречишный, таежный.
У ребят стояли маленькие блюдца, ложечки, кружки с чаем с мелиссой и смородиновым листом, и с простой водой.
“Осенью мы проводили с Вами дегустацию, мы обучались различать меда, а также ощущать какой мед просит Ваш организм – то есть Вы ощутили, что этот мед больше всего Вам понравился. У нас сегодня пришли ребята, которые не были на этом занятии, поэтому мы будем совмещать ту работу.
Но прежде ответьте мне, ребята, как Вы думаете, можно ли накормить человека через кожу?”
Тамара Васильевна взяла ложечку, капнула медом себе на руку, потом помазала себе щёки, лоб, губы.
“Вот видите, ребята, я покормила себе щёки, губы и лоб, руки, а если бы я развела мед теплой водой, вылила в ванну, а потом полежала в ней минут 15, как Вы думаете, хотелось бы мне есть?”
Винни-Пух представил себя в ванне, и подумал, что он бы выпил всю эту воду и тогда бы наелся. Ребята улыбались.
“Знаете, ребятки, тот, кто выйдет из этой ванны будет ощущать себя сильным, легким, спокойным и уверенным. Мед весь всосется через кожу, допустим мы размешали 2 столовых ложки меда, они все у него в организме, через кожу. Кожа хорошо дышит, мягкая и нежная, глаза блестят. Правда, глаза у нас будут блестеть и после приема меда внутрь. Начинаем!”
Все ребята взяли из разных баночек на кончике ложечки мед и положили себе на язык. Винни-Пух удивился. Он набрал полную ложку донникового меда и весь положил себе в рот.
Тамара Васильевна улыбнулась:
“По правилам дегустации, Миша, мы берем мед на кончике ложечки, кладем на язык и слушаем себя. Мед начинает всасываться и мы ощущаем, как он как бы щекочет или скребёт нёбо, или вяжет заднюю стенку глотки, и Вы дышите его ароматом, и организм отвечает Вам: хочу! Такой мед! Или говорит: мед как мед. Или говорит: не хочу такой мед! А у некоторых ребят это бывает на лице написано, вот как у Насти, например”.
Настя закрыла глаза и на лице у ней было написано удовольствие.
“А ты, Миша, нам расскажешь какой вкус у меда”.
Винни-Пух опять удивился: “Сладкий!” – воскликнул он и облизнулся.
“Погоди, Миша, закрой глаза, и ощути себя как будто ты у себя в гостях, у себя во рту, послушай себя, какой вкус меда”.
Винни-Пух закрыл глаза, представил себя маленьким, облизывающим большую сладкую пещеру: язык, стенки.
“Гм, – сказал Винни-Пух, – как будто он соленый”.
Тут все ребята удивились. Многие уже были осенью на дегустации, и знали какой мед у них любимый, поэтому они просто пили чай с любимым медом. Но чтобы мед был соленым!
” А что, – сказала Сова, – растения из земли соли впитывает, наверное, они и в мед попадают, только мы редко ощущаем, потому что сладости в мёде во много раз больше”.
“Правильно, – сказала Тамара Васильевна, – минеральные вещества, как еще говорят – микроэлементы: железо, кальций, натрий, фосфор, медь и много-много других, у нас, в организме их 25 и в меде их 25 и наш организм с удовольствием берет их из мёда и хорошо усваивает, а представьте, если бы Вам дали кусок железа и сказали: поешь-ка, тебе полезно! Что получилось бы?”
“Я бы зубы сломал, – сказал Пятачок.
Вдруг Винни-Пух, который все это время сидел с закрытыми глазами сказал: “Но он еще и кислый!”
Ребята засмеялись.
“Замечательно, – воскликнула Тамара Васильевна, – мед и правда должен быть кислым, потому что в нем есть кислоты, в том числе аскорбиновая кислота. Кто знает, что это такое?”
“Ну, это мы все знаем, это витамин “С”!
Винни-Пух открыл глаза: “Во-первых, он еще и горький, наверное, трава была горькая, а во-вторых, мне даже стало жарко, он меня горячит!”
“Дегустатор Винни-Пух
узнал меда горький вкус!”
“Что, что это такое, невероятное, – сказала Сова, – мед горький? Дайте мне попробовать донниковый мед!”
“Во всех медах есть горечь, но это не от травы, с которой пчелы собирали мед, это потому что в мёде есть витамин К, он горький, фолиевая кислота, которая помогает железу усвоится организмом, тоже горькая”.
“Да зачем мне железо! – воскликнула Настя, представляя как она грызет кусок железа, а фолиевая кислота его растворяет. – Бр-р!”
“Мы с помощью его дышим”. – Тамара Васильевна оглядела ребят. – “Железо входит в состав гемоглобина, который в легких забирает кислород и разносит по организму. Мало железа в организме, и дышать как-то трудно, и кожа бледная, и слабость, двигаться не хочется”.
Ребята переглянулись.
“А как Вы думаете, в каком меде больше всего железа? Ваши варианты ответов!”
Глаза ребят уставились на баночки.
“А какого цвета железо? – спросил Кролик.
“Хороший вопрос, – сказала Тамара Васильевна, кто-нибудь видел железо в чистом виде? Ладно уж, открою секрет, чем темнее мед, тем больше в нем железа”.
“Гречишный! Таежный!”
“Значит, если у кого-нибудь ниже нормы гемоглобин, какой мед порекомендуете?”
“Гречишный! Таежный!”
“Да, такой человек, когда продегустирует все меда, сам захочет мед темный, организм ему подскажет”.
“Так вот, ребята, у меда 5 гармоничных вкусов: сладкий, соленый кислый, горький и горячий – это по классификации восточной медицины, а еще восточная медицина так говорит о меде: сахара и ферменты предназначены для селезенки и желудка (чтобы хорошо переваривать пищу), витамины группы В для легких, кожи и волос (чтобы красивые были), минеральные вещества для почек, костей (чтобы у зубов кариеса не было) и костного мозга, органические кислоты и витамин С для печени и желчного пузыря (чтобы хорошо работали), витамин К, фолиевая кислота и ацетилхолин для кровеносной системы и сердца.
Ешь мед каждый день, и будешь здоров! А, кроме того, мед является средством первой помощи.
Поели, теперь пошли”.
Но пока они собрались, темная тучка на горизонте неведомо как подвинулась, закрыла солнышко, и из нее стали капать мелкие капельки дождя. Пришлось отменить сегодняшнее посещение пасеки.
Урок № 4
Винни-Пух и Пятачок сидели на скамейке и пытались прочитать газету сквозь листы вощины. Тамара Васильевна им сказала следить за этим моментом: как только буквы будут видны, значит, будет пора лист вощины наложить на рамку с натянутой проволокой и слегка придавить в местах касания вощины и проволоки, чтобы проволока как бы впаялась в лист вощины.
“Винни! Я вижу! – воскликнул Пятачок. – Я читаю!
Из дома вышла Тамара Васильевна, подошла к ним, посмотрела, взяла лист вощины аккуратно, чтобы не смять, и положила на рамку.
“Посмотрите, ребята, – сказала она, – верх листа вощины должен прикасаться к нижнему краю плечиков, и маленьким узеньким кусочком вощины мы прикрепим лист вощины к плечикам рамки, а пчелы потом и сами закрепят. Если нам этого не сделать, то лист будет прогибаться, и пчелкам будет сложно его ровно закрепить, а когда они в ячейки нальют нектар (напрыск), то он может и вылиться”.
Пальцами легонько Тамара Васильевна прикрепляла вощину к натянутой в несколько рядов к проволоке. Потом подняла рамку и показала Винни-Пуху и Пятачку как вощина хорошо впаялась, нигде не провисает. Следующие листы вощины Пятачок и Винни-Пух сами накладывали и легонько касались в местах, где проходила проволока, и прилепляли вощину к плечикам, а потом поднимали рамку и любовались проделанной работой.
Солнышко светило на разложенные следующие листы вощины, разогревало и стерилизовало листы, и делало их прозрачными.
Винни-Пуху и Пятачку была интересна такая работа, и они уже сделали по пять рамок с вощиной, когда к ним присоединились другие ребята.
“Теперь Вы поменяетесь местами, – сказала Тамара Васильевна, – Винни-Пух и Пятачок пойдут натягивать проволоку на рамки, а мы здесь продолжим их работу”.
В доме шла другая работа. Шаблон прилагался к боковине рамки, отмечались карандашом, где шилом проделать дырки для проволоки, потом станочек помогал их натягивать, чтобы проволока не провисала, и закручивать в местах окончания проволоки.
“А в лесу, в дупле, кто пчелам натягивает проволоку?” – спросил Винни-Пух у Тамары Васильевны.
“Да, никто, конечно, – засмеялась Тамара Васильевна, – у них и проволоки и рамок нет. Они прикрепляют к потолку дупла будущую сушь, и начинают ее строить, стараются строить ровно и соблюдают правила, чтобы, когда они будут наполнены медом, то не обрывались, но ведь забрать у них потом, не разрушив, невозможно.
Ранее, когда не были изобретены рамки и улья, люди забирали у них мед по сути разрушая их гнездо. А теперь, мы у них заберем часть рамок для того чтобы откачать мед, но и им оставим на зиму”.
Когда они сделали еще несколько рамок, то отправились на пасеку поставить рамки с вощиной в улья – “расширить гнездо”. Там, где в улье была матка, пчелы быстро размножались, выводились молодые пчелы, и им нужна была работа: строить сушь, матка будет откладывать яйца, а кормилицы, молодые пчелки, будут их кормить, да, к тому же, сказала Тамара Васильевна, нужна свежая сушь, а из старой мы потом вытопим воск.
Пчелки нисколько не возражали, когда им ставили вощину. Раздвигали рамки с расплодом и вставляли рамки с вощиной. На рамках были подписаны имена ребят и год изготовления рамки.
Винни-Пуху уже совсем не было страшно. Пчелки иногда садились ему на руку в перчатке, но у них не было агрессивной позы, пчелка не вгрызалась, а просто сидела, отдыхая, иногда она и на сетку садилась, и все равно было не страшно, хотя она была так близко от лица.
“Почему называется “гнездо”, пчелки же не птицы? – спросил Кролик у Тамары Васильевны.
“Ага, – сказал себе Винни-Пух, – я ведь тоже не понял!”
“Вот, посмотрите, ребята, – сказала Тамара Васильевна, показывая соседний улей, – здесь пчел нет, а улей все равно называется ульем. Пчелы с маткой называются семьей. Мы можем поехать с пустым ульем к другому пчеловоду, договорившись, и купить у него семью пчел, и поместить их в наш улей. Допустим, семья пчел была величиной восьмиулочковой ( улочка – это расстояние между рамками, в которых живут пчелки), вот эти восемь рамок с улочками между ними, где живут пчелки – называется их гнездом. Пчелки будут размножаться и помещаться уже на 10 улочках, значит их гнездо уже будет включать 10 рамок с улочками пчел между ними, а мы с вами еще поставим им вощину парочку рамок, они ее отстроят, размножатся, займут еще 2 улочки, и их гнездо будет уже на 12 рамках. А чем плохо, что слова, применяемые к птицам могут применяться еще и к пчелкам?”
“Мы тут тоже гнездо, – пробурчала Сова, – собрались вместе вокруг Вас”.
Все засмеялись.
Урок № 5
“Итак, дети, гнездо пчел можно расширить рамками, а как Вы думаете, чем можно расширить улей?” – спросила Тамара Васильевна на следующем уроке.
“Поставить второй корпус!” – сказал Артем.
“Или магазин!” – сказала Настя.
“Или пересадить семью пчел в улей-лежак!” – сказала девочка, у нее дедушка был пчеловод, и она давно уже много знала о пчелках.
“А что такое улей-лежак?” – спросил Винни-пух.
“Подумаешь, – сказала Сова, – разве непонятно, что улей лежит, и в нем много рамок!”
“Сова – умная, – воскликнул Пятачок, – она много знает!”
“Вы – молодцы, ребята, все правильно ответили, – Тамара Васильевна достала большую деревянную коробку без дна, – вот так выглядит второй корпус, и мы его сейчас поставим на первый. Мы должны все время немножко опережать пчел, а не опаздывать, а не то у молодых пчел, которым нечего делать, возникнет роевое настроение, и от него уже трудно избавиться пчеловоду. Такую ситуацию мы потом обсудим, а сейчас займемся постановкой вторых корпусов”.
“Есть у меня знакомый пчеловод, так он считает, что опережать пчел необходимо на несколько ходов. Так, например, он ставит второй корпус когда еще прохладно, не дожидаясь хорошего размножения пчел. А чтобы не охлаждать гнездо большим объемом улья, он накрывает первый корпус газетой, а пчелы, естественно, в нужное им время, начнут осваивать второй корпус, и, разрывая газету, несут куски ее и выбрасывают. Интересно смотреть, как пчела несет кусок газеты, так он говорит, – рассказывает Тамара Васильевна, – я с ним не согласна в данном случае, потому что газета – штука вредная, у наборщиков – профессия считается вредной, так как там свинец участвует, а пчелки всегда знают – что вредно, и выбрасывают газету, хоть ты ее на дно улья положи.
Лучше дружи с пчелками, знай календарь их жизни, знай их возможности, привычки, наблюдай погоду, и всегда будешь в ритме с ними жить и работать”.
Тамара Васильевна достала из середины гнезда рамку с расплодом, дала подержать Винни-Пуху, на место этой рамки поставила рамку с вощиной, сверху на улей поставила второй корпус и в него, взяв у Винни-Пуха рамку с расплодом, поставила во второй корпус. Рядом с рамкой с расплодом поставила сушь с небольшим количеством меда и перги с двух сторон, еще рядом кормовые рамки, и попросила детей заглянуть и посмотреть, что получилось.
Винни-Пух увидел пчел на рамках внизу, там, где не было рамок второго корпуса.
“У нас тут два выхода, – сказала Тамара Васильевна, – маленькими положками накрыть рамки с пчелами первого корпуса с двух сторон, и сверху во втором корпусе другим положком. Сейчас мы помогли пчелам осваивать второй корпус, поставив во второй рамку с расплодом пчел. Матка тоже поднимется наверх, и засеет яйцами сушь рядом с этой рамкой, молодые пчелки поднимутся наверх, и будут кормить личинок, а потом мы будем расширять гнездо, добавляя рамки с сушью или с вощиной. Ну, а второй выход – весь второй корпус заставить рамками с сушью, и больше не беспокоиться, пусть себе растут, приносят нектар, превращают его в мед, а мы подождем, пока они его не запечатают, а потом возьмем, и откачаем мед.
Мы с вами недавно создали учебную пасеку, у нас нет пока достаточно суши, потому мы выбираем первый вариант”.
Тамара Васильевна накрыла маленьким положками рамки с пчелами первого корпуса, потом второго корпуса, закрыли крышку. Из летка второго корпуса показались пчелки-сторожа.
“Привет”, – сказала им Тамара Васильевна.
“Привет”, – сказали им дети.
Солнышко светило с голубого неба, пахло травами и цветами, пчелки летали и приносили пчелиную обножку, нектар, воду, было хорошее настроение у всех, и у детей и у пчел.
“А вот и улей-лежак, – показала Тамара Васильевна длинный улей, – в нем помещается 16 рамок (в стандартном улье – 12 рамок), и бывают улья и на 20 рамок. Расширение идет по бокам, а не вверх. И пчеловоды спорят, что для пчел лучше: как в дупле, на воле – вертикальное расширение, или горизонтальное”.
“Как пчелы могут в дупле расширяться вверх, – сказала ворчливо Сова, – разве что, они будут его грызть, и выносить опилки как газету”.
Все засмеялись.
“Наше расширение не закончено. Если сильная семья, то далее ставится еще корпус, или магазин, два магазина. То, что мы сделали – только начало”.
“Тамара Васильевна, – запищал Пятачок, – а что такое “магазин”?
“Это место, где пчелы продают мед”, – сказала девочка, внучка пчеловода.
“Пчеловолшебница”, – назвал ее про себя Винни-Пух, пока все смеялись.
“Почти правильно пошутила наша Машенька, – смеясь, сказала Тамара Васильевна, – магазином пчеловоды называют полукорпус с рамками, размер которых вдвое меньше гнездовых рамок.
Практически, это, действительно, мед для пчеловода, для продажи, и потому так назван”.
У Винни-Пуха сохранилось ощущение прикосновения к жизни пчел, когда он держал рамку с расплодом, всю покрытую молодыми пчелами. Пчелки продолжали свою работу, не обращая внимания на Винни-Пуха, не сердясь на него, как будто понимая, что он им помогает, что он – член их семьи, и они, в благодарность ему, принесут ему, Винни-Пуху, мед. Он шел домой, и руки его как будто продолжали нести рамку с пчелами, и совсем, ну, вот, ни капельки ему не было страшно.
Урок № 6
Породы пчел
На следующем уроке Тамара Васильевна обнаружила, что учеников у них прибавилось: рядом с Мишей сидел его папа.
“О! – обрадовалась Тамара Васильевна, – значит у нас юных пчеловодов прибавилось!”
“Я – не юный, – заметил Мишин папа, – я – солидный!
“У нас здесь юные не по возрасту, а по знаниям, – ответила Тамара Васильевна, и тема нашего сегодняшнего урока: “Породы пчел”.
“Так, ребята, – продолжала она, – какие требования Вы предъявите к пчелкам, если собираетесь купить пчелосемейку, и с ними работать и дружить, ваши варианты ответов?”
“Чтобы они не кусались”, – сказал Пятачок.
“Не жалились, – поправила Тамара Васильевна, – у пчелок зубов нет. Хотя у них, вообще говоря, имеется жвало, которым они разминают воск, и они могут, рассердясь, и, не имея жала (допустим, уже ранее ужалила) как бы “кусать”, но уверяю, совсем не больно, так как жвала яда не имеют. Тем не менее совершенно верно, первое пожелание к породе пчел, это – не агрессивность. Кто знает такую породу пчел?”
“Карпатка”, – сказала Машенька.
“Замечательно, – отметила Тамара Васильевна, – а какая порода пчел самая агрессивная?”
“Среднерусская”, – опять отметила Машенька.
“А как они отличаются друг от друга внешне?”, – спросил Мишин папа.
“Машенька, – спросила Тамара Васильевна, – ты ответишь?”
“У нас на пасеке среднерусской породы нет, это я от дедушки узнала, что есть среднерусская порода пчел, которая не любит, чтобы им мешали”.
“Среднерусская порода темно-серая. У пчелки ничего желтого нет: полоски на брюшке светло-серые, тем не менее, они такие красивые!”- сказала Тамара Васильевна.
“Кто же держит у себя сердитых пчел? – пробурчала Сова, – неужели есть пчеловоды, которые любят, что их жалили?”
“Есть у пчел другие свойства, за которые их считают ценной породой, – ответила Тамара Васильевна, – кто знает?”
“Они дают много меда!” – сказал Винни-Пух.
“Прекрасно, – сказала Тамара Васильевна, – разве мы не можем одеться так, чтобы нас не достала ни одна пчелка – это раз, а во-вторых, если пчел любишь, знаешь, как с ними обращаться, то ни одну пчелку, даже случайно, не убьешь во время работы с ними. В этом случае почему бы и не иметь агрессивную породу, если она приносит много меда?”
“А что еще бывает, что нам не нравится у пчелок?”
“Когда они ройливые! – воскликнула Машенька, – у нас была такая семейка, “кавказянка” – так ее дедушка называл, – меда мы с нее не видали, а кормить приходилось, да и разроилась она вся. Это когда дедушка только начинал пчеловодство в нашей семье, у него была такая, ее с юга привезли, а он купил несколько пчелопакетов”.
“Это свойство – ройливость, какое у нас по счету?”
“Третье, – сказал пунктуальный Кролик, – первое не агрессивность или агрессивность, второе – приносящие много меда, третье – ройливость. Но как же так, нам же рои нужны, пчелки ведь именно так размножаются?”
“Всего должно быть в меру, – ответила Тамара Васильевна, – Машенька рассказала нам, что ничего хорошего от ройливости нет.”
“Машенька, а какая порода пчел на вашей пасеке?” – спросил Мишин папа.
“Дальневосточные покупались в 1993 году в Агролесе, но сейчас у нас по линии отцов-трутней – помесные, в нашей деревеньке Татчиха десять пчеловодов, и сохранять чистоту породы, вывозить их за десять километров на спаривание дедушка не стал. Хотя в первый год они дали меда каждая за 100 килограмм, а контрольная, которая стояла на весах – 123 килограмм. Столько мы теперь не получаем от помесных, по 50-60 килограмм лучшие приносят”.
“Замечательно Машенька нам рассказала. Правда, профессор Кашковский оспаривает, что есть такая порода – дальневосточная, про нее он говорит, что это тоже помесь. Впрочем, может быть, что так он говорит из вредности, или из зависти, что не он ее вывел, а филиал Научно-исследовательского института Пчеловодства, в Агролесе находится, возле Бердска. Но чистая порода дальневосточная дает не только много меда, она тоже не агрессивная, не ройливая, хорошо зимует (это четвертое свойство), устойчива к заболеваниям (это пятое свойство породы)”.
– Тамара Васильевна разогнула пальцы руки, которые загибала, перечисляя свойства.
“У дедушки Машеньки теперь порода “Татчихинская” в деревне Татчиха, – сказала Сова, – а как она зимует?”
“По разному, – ответила Машенька, – вот в этом году, прошедшем, с зимовки 2002-2003 года, от 30 семей осталось 16. Но часть из них ушла в апитерапию; часть вышла из зимовника, и, казалось, перезимовала, а весна была холодная, и не выжила”.
“Как грустно”, – подумал Винни-Пух, вспоминая веселых сверкающих на солнышке пчел, прилетающих с поля.
“Да, так бывает не всегда, у нас в первый раз так получилось”.
“Если бы я хотела купить себе пчел, – сказала Тамара Васильевна, – то я, наверное, поехала бы в Агролес, все-таки он находится ближе, чем Краснополянский пчелоразведенческий в Сочи, и купила бы у любого пчеловода дальневосточную породу. Филиал пчеловодства провел большую работу, заменяя маток у пчеловодов в большой округе, чтобы сохранить чистую породу”.
“В Краснополянском можно купить любую породу пчел?” – спросил Мишин папа.
“Карпатку точно можно купить, знакомые пчеловоды покупали, кавказянку, наверное, может быть, и итальянских, а среднерусских – не уверена, не знаю. Думаю, что среднерусскую породу приобрести можно только у пчеловодов в тайге. В Новосибирский Пчелоцентр привозил свой мед пчеловод из тайги на Алтае. Он рассказывал, как однажды приобрел кавказянок (хотел иметь быструю прибыль), получил помесь, с которой промучался года два или три, потом продал, и приобрел в глухой тайге, у староверов, среднерусскую породу, с тех пор всегда с медом, – рассказала Тамара Васильевна.
“Все-таки, – дотошно спросил Кролик, – какая порода у нас, на учебной пасеке?”
“Нам подарил Президиум ВАСХНИЛ дальневосточную породу. А теперь все взяли свое пчеловодческое обмундирование: сетки лицевые, халаты, перчатки, и пошли на пасеку, поглядеть как работают пчелки, надо ли им доставить рамки с вощиной”.
Мишкин папа, оказывается, принес свою сетку лицевую и халат, а гордый Винни-Пух шел рядом с ним и думал о том, что юных пчеловодов у них в семье теперь двое.