Мониторинг розничного рынка меда в Москве вскрывает нарушения прав потребителей и законов, регулирующих качество пищевых продуктов, со стороны торговых организаций, что дает возможность присутствию на рынке недобросовестных производителей

Розничный рынок меда в Москве поражает разбросом цен на одинаковый по ботаническому происхождению мед. Рассмотрим ситуацию на примере трех наиболее популярных видов меда: липового, гречишного и цветочного. На московских ярмарках цена одного килограмма липового меда колеблется от 600 до 850 руб., гречишного – от 450 до 650 руб., цветочного – от 300 до 450 руб. В специализированных магазинах, торгующих медом вразвес, средняя цена одного килограмма липового меда составляет 450 руб., гречишного – 560 руб., цветочного – 370 руб. В супермаркетах, в пересчете на 1 кг, липовый и гречишный меды стоят в среднем 435 руб., цветочный – 315 руб. В тоже время, в магазинах «Магнит» ЗАО «Тандер» в пересчете на 1 кг липовый мед стоит 286,4 руб., гречишный – 238,3 руб., цветочный – 199,7 руб. Таким образом, цена 1 кг липового меда в Москве колеблется от 286,4 руб. до 850 руб. (разница почти в 3 раза), гречишного – от 238,3руб. до 650 руб. (разница в 2,7раза) и цветочного – от 199,7 до 450 руб. (разница в 2,3раза).

Естественно, возникает вопрос о причине существенного разброса цен. Общество защиты прав потребителей продукции пчеловодства «Апигард» попробовало разобраться в процессе образования цены на мед.

В соответствии с ГОСТ Р 52451-2005 «Меды монофлорные. Технические условия» к физико-химическим показателям липового и гречишного медов предъявляются особые требования по сравнению с цветочным медом, качество которого регулируется ГОСТ 19792-2001 «Мед натуральный. Технические условия»:

 

Наименование показателя Липовый мед
ГОСТ Р 52451
Гречишный мед ГОСТ Р 52451 Цветочный мед ГОСТ 19792
Содержание пыльцевых зерен, % липы
не менее 30
гречихи
не менее 30
не регламентируется
Диастазное число, ед. Готе не менее 11 не менее 18 не менее 7

 

Из данных, приведенных в таблице, видно, что содержание пыльцевых зерен липы должно быть не менее 30%, диастазное число – не менее 11 единиц Готе. При этом известно, что липовый мед относится к медам с низким содержанием ферментов. Как показывает практика, липовый мед с диастазным числом 11 ед. Готе при содержании пыльцевых зерен липы не менее 30% встречается не часто. Как правило, такие показатели имеет мед, если медосбор производился не только с липы, но и с медоносов, обеспечивающих более высокое диастазное число. Если содержание доминирующих пыльцевых зерен липы менее 30%, то такой мед, согласно стандарту, не должен именоваться липовым, иначе это квалифицируется как обман потребителя.

Закупочная цена липового меда, удовлетворяющего требованиям стандарта, в 2011 году на перерабатывающих предприятиях составляла от 180 руб. для дальневосточного меда до 280 руб. для башкирского, чувашского и мордовского медов. Если к стоимости одного килограмма меда, закупаемого у пчеловода, прибавить стоимость фасовки, банки, крышки, этикетки, транспортной упаковки и ее маркировки, то мы получим прямые материальные затраты. К ним необходимо добавить косвенные постоянные и переменные затраты, которые составляют не менее 40% от прямых затрат. Кроме того, предприятие должно извлечь хоть небольшую прибыль и еще добавить 18% налога на добавленную стоимость, который за пчеловода платит перерабатывающее предприятие. Даже, если учесть только эти расходы и наценку магазина, и не учитывать различные бонусы и отсрочки платежей магазинов, то при цене 1 кг фасованного липового меда в магазине 286,4руб., предприятие должно работать себе в убыток. Однако липовый мед по такой цене стоит на прилавках магазинов. В двух магазинах «Магнит» был приобретен липовый мед под товарным знаком «Пан Ули». В независимой аккредитованной испытательной лаборатории ООО «Аналитический центр Апис» проверили качество на соответствие стандарту для монофлорных медов. В обоих образцах содержание пыльцевых зерен липы было менее 1%. Диастазное число вместо 11 ед. Готе составило в одном образце 5,8 ед. Готе, в другом – 7,7 ед. Готе. Зато содержание оксиметилфурфурола – 55,8 и 54,7 мг/кг меда соответственно, вместо допустимых 25 мг/кг. При таком содержании оксиметилфурфурола становится объяснимым низкая диастазная активность подсолнечникового меда, каковым на самом деле оказался «липовый» мед, – перегрели.

Кроме того, продукт был неверно промаркирован. Вместо ГОСТ Р 52451-2005 «Меды монофлорные. Технические условия» был обозначен ГОСТ 19792-2001 «Мед натуральный. Технические условия». Документы, подтверждающие качество продукта, также были оформлены на продукт, произведенный в соответствии с ГОСТ 19792.

Гречишный мед под товарным знаком «Клен», купленный в магазине «Магнит», также не выдержал испытания. Содержание зерен пыльцы гречихи в нем было 12% вместо 30% по стандарту. Диастазное число – 16,2 ед. Готе вместо нормируемых 18 ед. Готе. Т.е. именоваться «гречишным» этот мед не должен. В маркировке продукта были допущены нарушения, аналогичные предыдущему случаю. Документы, подтверждающие качество продукта под товарным знаком «Клен», в магазине отсутствовали.

Цветочный мед под товарным знаком «Клен» не соответствовал требованиям ГОСТ 19792 по содержанию оксиметилфурфурола: 54,6 мг/кг вместо допустимых 25 мг/кг и по диастазному числу: 3,3 ед. Готе вместо 7 ед. Готе.

Таким образом, весь мед, купленный в магазинах по рекордно низким ценам, оказался некондиционным. По результатам проверки были направлены письма в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) и в управление Роспотребнадзора по г. Москве. Из Росстандарта получена информация о том, что после проверки приостановлены действия сертификатов соответствия на продукцию под товарным знаком «Пан Ули» и мед натуральный. Производители должны оформить декларации о соответствии и добровольные сертификаты на продукцию в соответствии с ее наименованиями. Управление Роспотребнадзора по г. Москве дало указание о проведении проверок в магазинах «Магнит». Общество «Апигард» обратилось в суд с иском к ЗАО «Тандер».

Проведенная проверка еще раз подтвердила истинность того, что чудес не бывает, и супер дешевый мед не может быть качественным, хотя высокая цена также не является гарантией качества.

В журнале «Ее величество Пчела», № 3-2011 г., опубликована статья «Что рассказал пыльцевой анализ о ботаническом происхождении «экзотических» медов на рынках и ярмарках». Статья рассказывает о многочисленных случаях несоответствия названий медов, продаваемых на ярмарках, их истинному ботаническому происхождению.

Проблемы цены и качества меда, торговли фальсификатом, обмана потребителя в отношении ботанического происхождения меда актуальны не только в нашей стране. В США организация, занимающаяся защитой прав потребителей, обнаружила, что в фасованном меде, производимом даже известными американскими компаниями, практически отсутствует пыльца, по которой можно определить ботаническое происхождение меда. По мнению авторов, такой мед получается в результате ультратонкой фильтрации. По нашему мнению, удаление из меда зерен пыльцы фильтрацией – чрезвычайно затратное занятие. Нужно вначале увеличить содержание воды в меде минимум до 50%, отфильтровать одним из способов тонкой фильтрации, а после фильтрации удалить лишнюю влагу. Овчинка выделки не стоит. Скорее всего, такой продукт вообще не является медом. Это инвертный сироп, полученный биотехнологией, в которой преуспели китайцы, смешанный с небольшим количеством меда. В США до сих пор нет стандарта на мед, в котором бы оговаривались требования к натуральности продукта, поэтому эта страна более других подвергается атакам фальсификаторов.

Но вернемся в Россию и рассмотрим последствия торговли некачественным дешевым медом. Под удар попадают добросовестные пчеловоды и переработчики меда, которые не могут продавать свой продукт по реальным ценам. Низкие цены привлекают огромную массу потребителей, плохо ориентирующихся в качестве продукта. Страдают и обманутые потребители, купившие вместо меда желаемого ботанического происхождения, совсем другой продукт, несоответствующий стандартам. Наверное, хуже всего то, что страдает имидж меда, и это сказывается на доверии потребителя к продукту и уровню его потребления.

В борьбе с недобросовестными поставщиками и торговыми организациями заинтересованы все честные участники пчеловодного сообщества. Можно, используя права, которые российские законы делегируют потребителям и их объединениям, заставить торговые организации принимать на реализацию мед с правильно оформленными документами, подтверждающими качество. Это первый обязательный шаг на пути к очищению медового рынка от недобросовестных поставщиков. Кроме того, особому контролю должно подвергаться соответствие информации для потребителя, присутствующей на этикетке, фактическим свойствам продукта.

Декларация о соответствии, хотя считается одним из документов, подтверждающих качество, не гарантирует качество данной партии продукции. Она лишь устанавливает лицо, ответственное за качество продукции.

Удостоверение качества и безопасности являлось документом, подтверждающим качество партии меда. В нем указывались результаты исследований на соответствие стандарту.

К сожалению, Роспотребнадзор в 2011 г. отменил требование по обязательному сопровождению каждой партии пищевой продукции удостоверением качества и безопасности.

Для продукции, выпускаемой по государственным стандартам, можно узнать нормативные требования, заглянув в документ. Для продукции, выпускаемой по Техническим условиям, которые являются собственностью производителя, узнать требования, установленные ТУ к физико-химическим показателям продукта, можно только прочитав удостоверение качества и безопасности продукта. Соответственно, и лабораторные испытания можно проводить только при наличии этого документа. Таким образом, удостоверение качества и безопасности – это основной документ, позволявший контролировать качество продукции. Как соблюсти права потребителя без информации о качественных показателях продукта – это тема многочисленных запросов, поступающих в Роспотребнадзор. Похоже что Роспотребнадзор пока сам не знает ответа на этот вопрос.

Из проверенных торговых сетей и магазинов Москвы только в сети магазинов ООО «БИЛЛА» с документами и качеством меда, все было в порядке.

Катастрофически обстоят дела с документацией в небольших магазинчиках, торгующих овощами и сухофруктами. Документов не только нет в наличии, но хозяева зачастую даже понятия не имеют о том, что это такое.

В заключение хотелось бы обратиться ко всем, кому не безразлична судьба отрасли. Давайте работать вместе. Давайте объединим усилия по вытеснению с рынка нечистоплотных участников и откроем дорогу к нему честным пчеловодам. Общество «Апигард» открыто для сотрудничества.

А. Фарамазян – Общество защиты прав потребителей продукции пчеловодства «Апигард».

www.apiworld.ru/na-zlobu-dnya/

Оставить комментарий

Кликните для смены кода
Адрес Вашей электронной почты опубликован не будет.
Обязательные поля отмечены звездочкой (*).