На протяжении последних десяти лет между странами-импортерами и экспортерами меда не утихают острые конфликты, которые можно с полным основанием отнести к мировым торговым войнам. Об этом свидетельствует как «калибр», так и большое количество участников этих конфликтов.
Началось все с того, что в 2001-2002 годах США предъявили Китаю и Аргентине обвинения в демпинге меда, и применили против них антидемпинговые санкции. Следом ЕС обвинил эти и другие страны-экспортеры меда в том, что в их продукте содержатся остатки антибиотиков. В списке нарушителей регулирования ЕС по меду в разное время оказались десятки стран мира, в том числе США, Индия и даже Бразилия — ведущий производитель и экспортер органического меда. Объектами «медовых» санкций со стороны ЕС неоднократно становились также Украина и Молдова.
Постановление Верховного Суда Европейского Союза С442/09 от 6 сентября 2011 года о запрете сбыта меда в ЕС без предварительных анализов на предмет отсутствия пыльцы ГМО и без соответствующей маркировки готовой продукции, затронуло интересы десятков стран-экспортеров меда, выращивающих ГМ — культуры. Эксперты характеризуют это постановление как катастрофу для мирового пчеловодства и мировой торговли медом. Однако руководство ЕС пока не собирается корректировать упомянутый документ. Сообщается лишь, что если это и произойдет, то не ранее второй половины 2013 года.
Долгое время России удавалось оставаться в стороне от международных медовых баталий. Неорганизованный российский рынок не интересовал зарубежных импортеров и экспортеров меда, а российские бизнесмены не проявляли интереса к внешнеторговым операциям с этим продуктом.
Положение изменилось в 2005 году. С этого момента стал нарастать объем российских закупок меда-сырца в Украине, Молдове и Китае. Главной причиной роста импорта меда из этой «тройки» была его низкая экспортная цена. В этом нет ничего удивительного, если учесть, что в этих странах более низкая стоимость рабочей силы и более благоприятный для развития пчеловодства климат, а также их географическая близость к России и ряд других объективных факторов. Но есть основания полагать, что дешевизна поставляемого в Россию меда из этих стран объяснялась также и тем, что ранее его отвергли в ЕС и США как некондиционный продукт.
Характерно, что за двадцать последних лет в России ни разу не проводилось антидемпинговое расследование в отношении поставок меда из-за рубежа, и не «заворачивались назад» партии импортного меда из-за наличия в нем вредных веществ или его фальсификации.
В отличие от стран-членов ЕС, США, Японии, Аргентины, Бразилии и многих других, в России не принято также обнародовать данные об импорте и экспорте меда и проводить регулярные проверки качества меда, предлагаемого розничной торговлей.
Пренебрежительное отношение российских властей к отечественному пчеловодству и рынку меда сыграло на руку зарубежным аферистам — в 2004 — 2008 годах они поставили в США под видом российского продукта около 20 тыс. тонн меда из Китая. Конец этой афере был положен в начале 2008 года — после того, как американцы пригрозили России соответствующими антидемпинговыми санкциями, и в дело вынужден был вмешаться Минэкономразвития РФ. К сожалению, это был единственный случай оказания российскому пчеловодству реальной поддержки со стороны этого министерства. Минсельхоз РФ от участия в разбирательстве упомянутой аферы воздержался.
В начале апреля 2012 года в зарубежных СМИ появились сообщения о переговорах относительно поставок в Россию из Уругвая продуктов животноводства, в том числе меда. В середине апреля из неофициальных источников стало известно, что эти переговоры завершились договоренностью о поставках в Россию, как минимум, 5 тыс. тонн уругвайского меда. Не вызывает сомнений, что этот мед был ранее отвергнут ЕС из-за содержания в нем пыльцы ГМО.
В этой связи возникает естественный вопрос: почему российский потребитель должен потреблять пищевой продукт, от которого отказались другие страны? Или российские чиновники не знают, что такое ГМО, ничего не слышали о постановлении Верховного Суда Европейского Союза С442/09, вокруг которого в мире уже более полугода кипят бурные страсти? Примеру Уругвая могут последовать и другие, более крупные игроки на мировом рынке меда из числа стран-производителей ГМ — кукурузы, ГМ — сои, ГМ — рапса и прочих трансгенных культур. Это приведет к существенному расширению географии нашего импорта меда-сырца. Если раньше он поступал к нам преимущественно из Восточной Европы (Украина, Молдова) и Азии (Китай), то теперь будет поставляться и из Южной Америки.
По какой цене, на каких условиях и для каких целей Россия закупила уругвайский мед, пока неизвестно. Ответ на эту загадку может поступить уже в ближайшие дни или недели. Уругвайцы, естественно, будут рады сообщить миру о том, что они прорвали медовую блокаду ЕС с помощью России.
Сомнительно, что это событие обрадует российских производителей меда.
А. Пономарев www.apiworld.ru/na-zlobu-dnya/