Формирование нуклеусов.
В день отбора из семьи-воспитательницы зрелых маточников надо с утра подготовить нуклеусы для их размещения. Нуклеус – это маленькая семейка, в которой молодая матка проходит стадию полового созревания, оплодотворяется, начинает яйцекладку. Нуклеусы готовят по числу имеющихся маточников с тем, однако, расчётом, чтобы десятая часть маточников осталась в запасе. Такой же запас необходим на случай, если из того или иного маточника не выйдет матка или она окажется калекой.
Каждый нуклеус формируют из трёх обыкновенных гнездовых рамок с пчёлами, взятых из сильных семей. Две рамки должны быть с расплодом, одна с кормами. Для формирования нуклеусов обычные ульи, разгороженные на 2-3 или даже 4 отделения с летками в разные стороны. Ульи, разгороженные для формирования нуклеусов, надо тщательно проверить, чтобы в перегородках не было щелей, иначе пчёлы, проникшие в соседние отделения, могут убить в них маток. Наиболее удобно изолировать одно отделение от другого фанерной перегородкой. Перегородки должны быть выдвижными, для чего на стенки и дно улья набивают по две тоненькие рейки, а между ними оставляют паз, соответствующий толщине фанерной перегородки. Можно также в стенках улья сделать пропилы глубиной 5-6 мм, в которые войдут края перегородки. Чтобы при осмотре нуклеусов пчёлы соседних семеек не смешивались, на гнездо каждой из них кладут отдельный холстик, а сверху него – потолочную дощечку.
Нуклеусы формируют в часы хорошего лёта пчёл, эту работу надо закончить в первой половине дня, чтобы к вечеру старые пчёлы слетели и в нуклеусах остались одни молодые.
Для заселения нуклеуса пчёлами подготовленный улей подносят к заранее намеченной сильной семье; в ней отбирают две рамки преимущественно с запечатанным расплодом и переставляют их вместе с пчёлами в одно из отделений поднесённого улья. В нуклеус дополнительно стряхивают также пчёл ещё с двух рамок, учитывая, что часть их слетит (вернётся на старое место). Затем в нуклеус ставят третью рамку с мёдом и пергой. При формировании нуклеусов надо быть особо осторожным, чтобы не унести из основной семьи вместе с пчёлами и матку. Желательно сначала найти её и прикрыть на соте маточным колпачком, после чего можно смело брать из семьи любую рамку. Если найти матку сразу не удалось, то не следует затрачивать время специально на её поиски. В этом случае, переставляя рамки с пчёлами в нуклеус, их тщательно осматривают. Чтобы окончательно убедиться в том, что матка осталась в улье, надо через полчаса понаблюдать за поведением пчёл той семьи, от которой брали рамки. Если пчёлы продолжают работать нормально, значит матка на месте. При утере матки пчёлы проявляют признаки сильного беспокойства: бегают по прилётной доске и по стенке улья, суетятся, как бы что-то ищут. В этом случае ещё раз осматривают взятый из этой семьи нуклеус, отыскивают в нём матку и пускают её через леток в свой улей.
После заселения нуклеусов все лётные пчёлы возвращаются в основную семью, и нуклеусная семейка в течение нескольких дней лишена лётных пчёл. Это имеет свои преимущества – молодые пчёлы хорошо принимают матку или маточник. Но в то же время описанный способ формирования нуклеусов имеет и недостатки, а именно:
1. При слёте пчёл семейка слабеет, и нередко ей приходится вторично добавлять пчёл.
2. Пчёлы не могут принести себе воду и нуждаются в искусственном поении.
3. До появления лётных пчёл жизнедеятельность семейки понижена.
Чтобы избежать указанных недостатков, можно применять один из следующих способов заселения нуклеусов.
Сформированные нуклеусы унести на три дня в зимовник, после чего слёт старых пчёл значительно уменьшится (применяя данный способ, нуклеусы надо формировать за три дня до получения зрелых маточников).
В улье-лежаке заранее открыть задний леток, чтобы пчёлы привыкли в него летать, затем против этого летка сформировать нуклеус, в котором останется некоторое количество лётных пчёл.
При заселении нуклеусов их надо нумеровать и вести точную запись, от какой семьи сформирова та или иная семейка.
Очень важно, чтобы каждый нуклеус имел какие-либо отличительные признаки (ориентиры), по которым молодая матка, возвращаясь с полёта, могла бы безошибочно найти своё жилище. Без этого матки часто путаются и попадают в чужие ульи, где их убивают. Хорошим ориентиром для маток служит раскраска нуклеусов в разные цвета – синий, жёлтый, голубой, белый. Желательно, чтобы нуклеусы стояли между кустиками разной величины и формы; при их отсутствии около нуклеусов можно воткнуть в землю ветки. Всё это поможет маткам находить свои нуклеусы.
Раздача маточников в нуклеусы.
К концу дня, когда пчёлы в нуклеусах почувствуют сиротство, им дают маточники. Рамку с маточниками переставляют в переносной ящик. Чтобы избежать охлаждения маточников, по обе стороны прививочной рамки помещают две рамки с пчёлами, которые стояли около неё в улье. Затем ящик подносят поочерёдно к нуклеусам и раздают им по одному маточнику, удаляя с них пчёл. При этом записывают, от какой материнской семьи происходит маточник, поставленный в тот или иной нуклеус. К соту маточник прикрепляется посредством петельки из тонкой проволоки длиной 18-20 см. На одном конце проволоки делают кольцо по размеру маточника (Ø 15-20 мм), прямой конец втыкают в сот. Маточник помещают между рамками расплода, на 3-5 см ниже верхнего бруска.
В течение первых 3-4 дней семейкам следует давать воду. Запасные матки помещают в клеточки. В кормовое отделение каждой клеточки предварительно кладут севший мёд, пускают в неё 5-6 молодых пчёл и через верхнее отверстие вставляют маточник.
Подготовленные таким образом клеточки помещают для обогревания между рамками любой сильной семьи.
Уход за нуклеусами.
На следующий день после формирования нуклеусов проверяют их силу. Пчёлы должны полностью покрывать весь расплод. Если обнаружено, что в той или иной семейке пчёлы слабо покрывают расплод, то ей добавляют пчёл из той же семьи, откуда брали их для формирования нуклеуса.
Через 2-3 дня после формирования нуклеусов начинается выход маток из маточников. Они выходят не все сразу, поэтому проверку нуклеусов в отношении выхода маток повторяют 2-3 раза. Каждую вышедшую матку находят среди пчёл и осматривают. Иногда бывает, что матка имеет недоразвитые крылья, повреждённые ножки или другой какой-нибудь недостаток. Матку-калеку тут же удаляют из нуклеуса и ему через 2-3 часа дают маточник или матку из числа оставленных в запасе.
Надо иметь в виду, что пчёлы хуже принимают матку, чем запечатанный маточник; притом, чем больше времени прошло с момента выхода матки из маточника, тем хуже относятся к ней пчёлы при подсадке в чужую семью. Поэтому, подсаживая в нуклеус запасную неплодную матку, надо соблюдать меры предосторожности – помещать её на ночь под большой колпачок или дать её в клеточке. Маточники, из которых не вышли матки, проверяют последний раз на 14-й день после прививки личинок (18-й день после снесения яйца); если к этому времени матки из них не вышли, то маточники удаляют, а вместо них дают вышедших маток из числа запасных. В безвзяточное время нуклеусы надо тщательно оберегать от воровства, так как маленькие семейки не могут хорошо защищаться от нападающих пчёл. Летки нуклеусов сокращают примерно до 1 см. Пчёлы в нуклеусах с началом облёта ведут себя беспокойно: постепенно слетают, присоединяясь к сильным семьям, переходят из одного отделения улья в другое, переполняют одни нуклеусы, тогда как другие пустуют и т.д.
Чтобы избежать этого, надо сразу же после выхода матки из маточника (или после принятия пчёлами подсаженной матки) в каждую семейку подставить по одной рамке с яйцами и молодыми личинками. При наличии открытого расплода пчёлы не покидают своего жилища. Рамка с личинками в нуклеусе служит также для контроля: появление в ней свищевых маток – это сигнал о гибели матки.
Чтобы при каждом осмотре нуклеуса можно было, не отыскивая матку, знать о её присутствии, семейке регулярно, через каждые 6-7 дней, дают новый «контрольный сот» с открытым расплодом. Чтобы при этом избежать чрезмерного расширения гнезда семейки, из неё удаляют рамки с запечатанным расплодом. Контрольный сот держат в нуклеусе вплоть до начала яйцекладки молодой матки.
При работе с нуклеусами надо следить, чтобы в них был корм. Если мёда и перги в кормовой рамке осталось мало, её заменяют новой рамкой с кормом.
Когда в нуклеусах имеются неплодные матки, надо соблюдать меры предосторожности, чтобы не помешать их ориентировочному, а затем брачному вылету. В это время нуклеус нельзя осматривать в дневные часы, а также не желательно открывать и соседние с ним ульи. Пока матки неплодные, все работы с нуклеусами надо выполнять утром, до 10 часов, или же вечером, после 17 часов.
Так как молодые матки очень пугливы, при осмотрах надо избегать по возможности применение дыма, лишнего беспокойства пчёл и матки. Иногда во время осмотра напугавшаяся матка взлетает с рамки. Пчеловод должен прекратить работу и оставаться некоторое время без движения; вылетевшая матка, описав в воздухе несколько кругов, возвращается в улей. Дождавшись возвращения матки, надо закрыть улей.
Проверка маток на плодность.
Известно, что молодая матка в возрасте 7-8 дней вылетает для спаривания с трутнями и через 2-3 дня после этого начинает кладку яиц. Следовательно, через 10-12 дней после выхода из маточников маток надо начинать проверку откладки ими яиц. Не все матки оплодотворяются одновременно, поэтому нуклеусы с неплодными матками просматривают периодически. Установлено, что при благоприятных условиях погоды 97% всех молодых маток начинают яйцекладку до 15-го дня их пребывания в нуклеусах. Следовательно, при благоприятной погоде держать маток в нуклеусах дольше 16-17 дней нецелесообразно, их надо заменять зрелыми маточниками или неплодными матками из новой партии.
При неблагоприятной погоде этот срок соответственно удлиняется, но вообще держать маток в нуклеусах больше 25 дней нет смысла, так как они в этом возрасте теряют способность к оплодотворению и «трутневеют».
При брачном вылете некоторая часть маток всегда теряется. Нуклеусы с погибшими матками можно узнать по закладке свищевых маточников на контрольном соте. Если в это время имеется новая партия запечатанных маточников, то рамку с открытым расплодом из нуклеуса удаляют и через несколько часов ему дают новый запечатанный маточник.
Использование нуклеусов после получения плодных маток.
Если на пасеке применяются нуклеусы на полную гнездовую рамку, то при ипользовании оплодотворившихся маток обычно нет необходимости отбирать их из нуклеусных семеек. Такие семейки либо подсиливают и превращают в самостоятельные новые семьи, либо оставляют для сохранения запасных плодных маток. В последнем случае молодая матка не сможет развить яйцекладку в маленькой семейке. Чтобы она не бездействовала, из нуклеуса периодически отбирают рамку с засевом и подставляют пустую, а отобранный расплод используют для усиления основных семей.
Для оплодотворения же следующей партии выведенных маток формируют новые нуклеусы. Если же возникает необходимость изъять из таких нуклеусов оплодотворившихся маток, то освободившейся нуклеусной семейке через 3-6 часов дают новый запечатанный маточник, если таких маточников нет, то нуклеус, из которого взяли матку, присоединяют к соседнему, вынув временную перегородку. При удалении маток можно объединить три или четыре нуклеуса, расположенных в одном улье, оставив одну из маток, в результате чего получится довольно сильная новая семья.
Планируя количество используемых в хозяйстве нуклеусов, следует иметь в виду, что новых маток, предназначенных для смены старых, обычно не помещают в нуклеусы, так как вместо отобранной старой матки семье чаще дают зрелый маточник.
Календарный план вывода маток.
Все работы по выводу маток должны выполняться в строго определённые сроки, поэтому пчеловод должен предварительно составить календарный план вывода маток и строго придерживаться его. В календарном плане необходимо предусмотреть сроки выполнения работ и количество выращиваемых маток по периодам. Затем определяют, сколько племенных личинок надо дать на воспитание для получения необходимого количества плодных маток. Если учесть отход личинок в семье-воспитательнице при их приёмке и выкормке, затем браковку неполноценных маточников и маток и, наконец, отход маток при облёте, то из 100 поставленных на воспитание личинок получится примерно 30-40 плодных маток. Значит, на воспитание следует давать личинок примерно в три раза больше, чем требуется плодных маток. Необходимо также решить, в какие сроки выводить маток. Определяя эти сроки, руководствуются следующими положениями.
1. Вывод маток весной можно начинать, как уже известно, не раньше появления печатного трутнёвого расплода и устойчивого взятка.
2. От постановки личинок на воспитание до получения плодных маток проходит примерно около 25 дней.
3. Для заселения нуклеусов требуется много пчёл, поэтому вывод маток надо распределить на несколько партий, чтобы отбор пчёл для нуклеусов не ослаблял основные семьи.
4. Срок вывода каждой последующей партии маток начинают с учётом повторного использования семей-воспитательниц, т.е. с интервалами между прививками личинок в 9-10 дней.
5. Вывод последней партии маток нельзя откладывать на период главного взятка, иначе отбор пчёл для формирования нуклеусов неблагоприятно отразится на использовании медосбора.
Учитывая эти правила и сообразуясь с условиями местности, пчеловод распределяет вывод маток по периодам сезона. Пример такого распределения дан в таблице 1. Из таблицы видно, в какие сроки выполняется прививка, к цветению каких медоносов это приурочено, сколько участвуют семей-воспитательниц, когда и сколько будет получено плодных маток и, наконец, как они будут использованы.
Последовательность работ по выводу маток, их сроки и объём предусматриваются в «Календаре работ по выводу маток», как показано в таблице 2. Две графы «обязательные сроки» и «фактическое количество» должны повториться в ведомости столько раз, сколько партий маток выводится. Сроки всех работ определяются по времени прививки личинок, которые в свою очередь, зависят от получения засева яиц в материнской семье. Поэтому графу «обязательные сроки» можно заполнять только после того, как в материнской семье будут получены яички для вывода одновозрастных личинок. Эту графу заполняют сразу по всем видам работ, тогда как в графе «фактическое количество» цифры записываются в процессе работы; в ней учитывают фактические результаты каждой операции. При повторном использовании семьи-воспитательницы срок новой прививки зависит от времени получения зрелых маточников и раздача их в нуклеусы. При выводе маток надо вести учёт происхождения личинок, с тем, чтобы в дальнейшем знать родословную каждой матки.
Таблица № 1. Распределение вывода маток по периодам сезона.
№
партии Дата прививок С каких медоносов будет взяток Количество семей-воспитательниц Количество
личинок на воспитание Будет получено плодных маток срок: кол-во Назначение маток
1 10.05 Клён остролистный, ветла 3 90 10.06 30 Для отводков
2 20.05 Сады 3 90 20.06 30 Для смены старых
3 1.06 Клён полевой, жимолость 2 60 1.07 20 10 шт. для смены старых, 10 шт. для запаса в зиму
Итого: 240 80
Календарь работ по выводу маток.
________________________________________
Название работ Последовательность работ Партия 1 (семья-
воспитательница № )
обязатель- фактическое
ные сроки количество
Получение засева в За 4 суток до прививки личинок 15.05
материнской семье
Подготовка семьи- За 1 сутки до прививки 19.05 3 семьи
воспитательницы
Прививка личинок и Через 4 суток после получения 20.05 до личинок
передача их на вос- засева в материнской семье
питание
Проверка личинок на приём Через 1 сутки после прививки 21.05 62 личинки
Учёт и браковка зрелых Через 8 суток после прививки 28.05 51 маточник
маточников
Формирование нуклеусов Через 9 суток после прививки 29.05 46 нуклеусов
и раздача им маточников
Постановка резервных ма- В тот же день 29.05 5 маточников
точников на дозревание
Проверка выхода маток и Через 12-14 суток после прививки 1-3.06 38 маток
браковка недоразвитых
Проверка маток на плодность Начиная с 10-го дня после выхода с 12 по 17.0 32 матки
маток или с 23-го дня после прививки