Простейший способ искусственного вывода маток.
В одной из лучших семей пасеки матку уделяют в нуклеус и находят рамку с яйцами и только что появившимися личинками. В центральной части этой рамки вырезают полоску сота размером 5-6 см и длиной около 20 см. Верхний разрез делают так, чтобы над ним находилось больше молодых личинок. Кроме того он должен находиться от проволоки не ближе чем через 2-3 ряда ячеек. Иначе над маточниками не будет ячеек, необходимых для укрепления маточников в семьях, куда они предназначены.
В ячейках с личинками, оставшимися после удаления вырезанной полоски сота, делают прореживание, оставляя одну личинку целой, а две соседних уничтожают на протяжении всего ряда. Ячейки с оставленными личинками расширяют круглой палочкой Ø7-8 мм, и пчёлы на них закладывают маточники, которые по мере отстройки опускаются в сделанный просвет.
На 10-й день маточники вырезают и используют для формирования новых семей или дают семьям, у которых необходимо сменить матку, или же заключают в клеточки, снабжённые кормом, и помещают между рамками с расплодом. При хранении маток в клеточках в течение нескольких дней кормовые углубления заполняют канди или ежедневно дают мёд, иначе матки могут погибнуть.
Полученных маток следует использовать в течение 3-5 дней. Длительное время держать их в клеточках нельзя, так как пчёлы хорошо принимают неплодных маток, только что вышедших из маточников, а чем старше неплодная матка, тем меньше успеха на приём. Чтобы точно знать возраст личинок, даваемых на воспитание, надо за 3-4 дня до вывода маток подобрать светло-коричневый сот, обрызнуть его тёплым сахарным сиропом и поставить в высокопродуктивную семью рядом с рамкой открытого расплода. Ежедневно за этой рамкой следует наблюдать и отметить, когда матка начнёт на ней откладывать яйца. После этого рамку надо держать в семье ещё 3 дня. В результате на соте будут личинки одного возраста, пригодные для вывода маток. В случае, когда открытый расплод из семьи-воспитательницы не отбирают, необходимо через день-два осмотреть подготовленные для вывода маток рамки. Если пчёлы на них маточников не заложили, осматривают все соты с расплодом и уничтожают появившиеся свищевые маточники, и подготовку личинок проводят на другой рамке с однодневными или двухдневными личинками.
Чтобы иметь больше уверенности в приёме даваемых личинок, за 9-10 дней до постановки личинок на маточное воспитание матку вместе с пчёлами, сидящими на 3-4 рамках, изолируют от остальной части гнезда разделительной решёткой. За это время в той части, где матки не было, весь расплод будет запечатан.
По истечении 9-10 дней сот, на котором находится матка вмести с сидящими пчёлами, убирают в рядом поставленный улей. Пчёл с других рамок сметают в улей, а рамки с открытым расплодом переставляют к матке. Для формирования временного отводка пчёл берут из других семей, чтобы не обессиливать воспитательницу. Матку закрывают колпачком на соте или двое суток держат в клеточке, пока не слетят чужие лётные пчёлы, которые могут убить её. После двух суток в отводке останутся только молодые чужие пчёлы и часть своих, перенесённых на соте с маткой, и матку можно выпустить.
Через 5-6 часов после отбора матки осиротевшей семьи можно дать личинки на воспитание. При отсутствии открытого расплода в семье пчёлы вынуждены будут заложить маточники только на данных им личинках.
Для вывода маток берут обычно молодых однодневных личинок (на четвёртый день после откладки яиц). Длина такой личинки не более 2-3 мм; она свободно лежит на дне ячейки, не касаясь её стенок.
В наиболее простом варианте пчеловод может вывести маток путём временного отбора от сильной семьи матки с небольшим отводком. Пчёлы закладывают свищевые маточники, которые через 10 дней используют по назначению, а семью обратно объединяют со своей маткой.
Отрицательно здесь то обстоятельство, что пчёлы могут заложить маточники на старых сотах, и они будут мелкими, в результате чего и матки окажутся плохого качества.
Техника вывода маток, применяемая на крупных пасеках.
При выводе большого количества маток, когда от высокопродуктивной племенной семьи требуется получить несколько десятков и даже сотен дочерей, племенную группу семей разделяют на три подгруппы:
• Отцовские семьи.
• Материнские семьи.
• Семьи-воспитательницы.
Разделять семьи на отцовские и материнские необходимо для того, чтобы избежать родственного спаривания маток и трутней.
При выделении группы семей-воспитательниц можно личинок от одной выдающейся материнской семьи дать нескольким семьям-воспитательницам и сразу получить много маток определённого происхождения.
Техника вывода маток складывается из следующих работ:
1) Получение одновозрастных личинок от материнских семей.
2) Подготовка семей – воспитательниц.
3) Прививка личинок и передача их на воспитание.
4) Проверка личинок на приём.
5) Кормление семей-воспитательниц.
6) Учёт и браковка зрелых маточников.
7) Формирование нуклеусов.
8) Раздача маточников в нуклеусы.
9) Проверка маточников на плодность.
Получение одновозрастных личинок от материнских семей.
Личинок для вывода маток берут от выделенных на племя сильных высокопродуктивных семей. Личинки должны быть как можно моложе, не старше одних суток по выходе из яиц. Чем раньше пчелиная личинка будет принята пчёлами на маточное воспитание, тем полноценнее будет матка.
Весной и летом в гнезде семьи всегда можно найти молодых личинок, но при этом трудно точно узнать их возраст. Кроме того, для вывода маток требуется, чтобы одновозрастные личинки занимали сплошь большой участок рамки, что в семье далеко не всегда удаётся найти. Поэтому надо заранее принять меры, чтобы в материнской семье был подготовлен сот с одновозрастными личинками.
К этой работе приступают примерно за 4-5 дней до намеченной передачи личинок на маточное воспитание. Сначала подбирают рамку с пустым, правильно отстроенным пчелиным сотом, в котором вывелось 2-3 поколения расплода. Так как в ячейки сота матка откладывает яйца лишь после того, как они будут подготовлены пчёлами, рамку с подходящим сотом (с очищенными и отполированными ячейками, но без расплода) берут из гнезда любой здоровой семьи. Этот сот слегка сбрызгивают медовой сытой и ставят в середину гнезда материнской семьи рядом с той рамкой, на которой имеются наиболее молодые яйца. На верхнем бруске рамки делают пометку карандашом, чтобы её сразу отличить от других. Семье ежедневно дают побудительную подкормку, желательно семью подкармливать сахарно-дрожжевым сиропом или медоперговой массой.
Ровно через трое суток после постановки сотов в семью его внимательно просматривают и по положению яиц в ячейках определяют их возраст. Присутствие трёхдневных яиц, лежащих на донышках ячеек, указывает на то, что матка начала яйцекладку на этом соте в день его постановки. Если такие яйца имеются в достаточном количестве, то сот оставляют в гнезде ещё на одни сутки, после чего на нём появятся молодые личинки в возрасте не старше 24 часов, т.е. наиболее пригодные для вывода маток.
Если трёхдневных яиц в соте окажется очень мало, то его оставляют в семье примерно на полтора суток. При отсутствии же трёхдневных яиц, когда самым старшим из них, судя по наклонному положению в ячейке, будет двое суток, сот с яйцами оставляют в материнской семье ещё на двое суток.
Для получения одновозрастных личинок удобно пользоваться изолятором. Это своего рода «футляр», сделанный по размеру гнездовой рамки, его боковые стенки состоят из разделительной решётки, сквозь которую свободно проходят пчёлы, но не может пройти матка. В изолятор помещают рамку с хорошим сотом, пускают в него матку и, закрыв сверху, ставят в середину гнезда семьи. Через трое суток рамку из изолятора вынимают и оставляют ещё на сутки в гнезде для вывода личинок, изолятор из улья убирают. На следующий день в соте будут молодые личинки (возраст самых старших из них несколько меньше 24 часов).
Внутрь двухрамочного изолятора ставят один сот, сплошь заполненный печатным расплодом, а второй сот – светло-коричневый, хорошо отстроенный, с частью сота, пригодного для кладки яиц. В изоляторе матку содержат в течение двух суток. В этом случае рамку с двухсуточными яйцами вынимают (на её место ставят другую) и помещают рядом с изолятором. Отсчитав ещё 1,5 суток, берут сот для отбора личинок.
В соте берут только 12 часовые личинки, из которых и выбирают самые крупные. Изолятор с двумя сотами ускоряет переход пчёл в него и освоение сота для откладки яиц. С сота с расплодом на новый сразу же переходит часть пчёл, которые чистят ячейки, готовят их к кладке яиц. Второй сот периодически заменяют на сот со свежезапечатанными личинками и куколками.
За 7-10 дней до прививки личинок матку в материнской семье помещают в рамочный изолятор, который резко ограничивает откладку яиц ею. В результате этого яйца становятся гораздо крупнее, а их масса существенно возрастает. Из таких яиц выводятся более крупные матки с большим количеством яйцевых трубочек. Спустя 12-24 часа после выхода личинок из яиц их прививают в восковые или пластмассовые мисочки и подставляют в гнездо семьи-воспитательницы.
Выбор лучших семей для вывода маток и трутней.
Получение маток и трутней всегда следует начинать с отбора родителей, от которых они наследуют все их признаки.
Бесспорно, что для вывода маток и трутней пригодны не любые семьи, а только лучшие, отвечающие определённым требованиям. Главным признаком является высокая медопродуктивность, сохраняющаяся в течение ряда лет при жизни одной матки и большая сила семей на протяжении всего сезона. Важное значение имеет хорошая зимостойкость семей и устойчивость их к заболеваниям.
Существенными признаками будут также трудолюбие пчёл, не сильно выраженная склонность к роению.
Очень важное условие правильного отбора семей – ведение записей по каждой семье в течение всего сезона. Для этого каждая семья получает свой индивидуальный номер и в журнале ей отводится страница (или более), где кратко регистрируются все сведения и проведённые с семьёй работы.
Пока жива матка в журнале ведутся записи на эту семью. После того как она сменится, номер или меняется или остаётся прежним, но делаются соответствующие записи о смене матки. Отбирать лучшие семьи следует по вышеприведённым качествам на основе записей в журнале. Исключительно ценны те семьи, которые повторяют свои положительные особенности из года в год.
Прежде всего, следует разделить племенные семьи на две группы: материнскую и отцовскую. Как правило, на 20-30 основных семей пасеки достаточно 2-3 материнских семей, от которых будут получать маток. Это обычно самые лучшие семьи на пасеке. От остальных лучших семей получают трутней. Эта группа может быть больше материнской в 2-3 раза и использовать можно все хорошие и очень хорошие семьи. Очень важно, чтобы материнские и отцовские семьи, от которых намечено получить потомство, не были родственными друг другу. Матки должны быть одного, а трутни другого происхождения. Если на своей пасеке нельзя этого сделать, то следует материнские семьи (или маток) брать с других пасек, которые удалены от данной не менее чем на 15-20 км.
Подготовка семьи-воспитательницы.
Для выращивания полноценных маток важно, чтобы семья-воспитательница была сильной, с большим количеством молодых пчёл и обильными запасами корма. Даже при ранневесеннем выводе маток эта семья должна плотно обсиживать не менее 12 обычных ульевых рамок.
Если весной семьи ещё недостаточно сильные, то заблаговременно готовят необходимое количество будущих семей-воспитательниц, усиливая их путём передачи зрелого расплода и молодых пчёл от других семей пасеки. Будущих семей-воспитательниц ещё за неделю до их окончательной подготовки ежедневно подкармливают сахарным сиропом.
Существуют два основных способа подготовки семьи-воспитательницы. Первый основан на создании полного сиротства пчёл, для чего из семьи временно удаляют матку и весь открытый расплод, совершенно лишая её возможности заложить свищевые маточники. Оставляют лишь не менее двух рамок запечатанного расплода, что необходимо для поддержания нормального температурного режима. Установлено, что без печатного расплода температура в гнезде колеблется от 24 до 300С, а при его оставлении устойчиво поддерживается на уровне 350С, что и способствует выращиванию полноценных маток. Подобрать соты с одним запечатанным расплодом нелегко, поэтому лучше готовить их заранее. Для этого в будущей семье-воспитательнице, за 9 дней до её окончательного формирования, подбирают рамки, хорошо заполненные молодым расплодом, и изолируя их от матки, поместив между ними и остальной частью гнезда диафрагму из разделительной решётки. При окончательной подготовки семьи-воспитательницы на таких сотах будет находиться только запечатанный расплод, их оставляют в гнезде, а все остальные рамки с разновозрастным расплодом удаляют. Одновременно с открытым расплодом от семьи берут пчёл и создают из них резервный отводок для содержания удаляемой из гнезда матки на то время, пока пчелиная семья будет пользоваться как воспитательница. Однако отбирать часть пчёл можно только летом, когда семьи станут достаточно сильными. Весной же чтобы не ослабить семью-воспитательницу, для создания такого резервного отводка берут молодых пчёл от другой семьи.
В подготовленной таким образом семье-воспитательнице обязательно должно быть не менее 10 кг мёда и обильный запас перги; рамки с печатным расплодом ставят рядом в центре гнезда, чтобы позднее поместить между ними прививочную рамку с пчелиными личинками; гнездо сокращают до очень плотного обсиживания пчёлами всех рамок и утепляют. Через 10-12 час. После удаления матки такая семья готова к принятию личинок на маточное воспитание. К подготовке семьи-воспитательницы приступают через 3 дня после начала кладки яиц в сот, поставленный в материнской семье, т.е. за день до появления однодневных племенных личинок. Подготовленную семью-воспитательницу не следует долго держать в состоянии полного сиротства, иначе часть пчёл разлетится в соседние ульи. Чтобы не допустить этого, семью-воспитательницу подготавливают в конце дня, а на следующий день утром ей дают личинок на воспитание. Таким образом, семья будет находиться в состоянии полного сиротства немного больше полусуток и главным образом в нелётные часы.
Для пчёл среднерусской породы этот способ является единственно возможным (при наличии хотя бы небольшого количества личинок в ячейках сотов среднерусские пчёлы закладывают свищевые маточники, а подставляемые зачатки принимают очень плохо).
Второй способ подготовки семьи-воспитательницы более прост и отличается от предыдущего тем, что не требует создания полного сиротства пчёл: из семьи удаляют только матку, а расплод всех возрастов остаётся на месте. Однако в этом случае очень важно, чтобы семья была особенно сильной, с возможно большим количеством молодых пчёл, т.е. была близкой к предроевому состоянию.
Кроме того, требуется, чтобы пчёлы данной семьи хорошо почувствовали сиротство, но не успели бы заложить свищевые маточники на собственном расплоде. Иначе они не примут личинок, поставленных им от материнских семей. Установлено, что эти условия будут соблюдены, если давать племенных личинок не раньше и не позже, чем через 5-6 час. после удаления из их семьи матки.
Каждый из описанных выше способов подготовки семьи-воспитательницы имеет свои преимущества и недостатки. Первый из них более кропотливый и трудоёмкий, но зато гарантирует хорошие результаты; семья пчёл любой расы, выдержанная в состоянии полного сиротства (без матки и открытого расплода), как правило, хорошо принимает личинок на воспитание. Преимущества второго способа состоят в упрощённой подготовке семьи-воспитательницы и небольших затратах труда. Кроме того, по некоторым данным, семьи-воспитательницы, в гнёздах которых оставлен расплод всех возрастов, выводят маток лучшего качества, чем аналогичные семьи, лишённые открытого расплода. Однако достигнуть закладки достаточно большого количества маточников при этом способе удаётся пока только в семьях кавказских пчёл.
Таким образом, первый способ подготовки семьи-воспитательницы даёт лучшие результаты по количеству полученных от семьи маток; при втором способе достигается лучшее их качество.
Можно применить комбинированный способ, объединяющий в себе преимущества обоих способов. Для этого некоторое количество семей-воспитательниц подготавливают так, чтобы они находились в состоянии полного сиротства. Их используют в качестве семей-приёмщиц личинок: им дают прививочные рамки на одни сутки только для закладки маточников и первоначального снабжения их кормом. Будучи в состоянии полного сиротства, такие семьи закладывают много зачатков маточников. Затем рамки с зачатками маточников передают в основные семьи-воспитательницы, имеющие открытый расплод, которые в этом случае выращивают, как правило, всех переданных им личинок. Таким образом, увеличивается количество выращиваемых личинок и улучшается качество будущих маток. После удаления из семьи-приёмщицы зачатков маточников ей через 5-6 час. дают новую партию личинок. Для непрерывного использования семьи-воспитательницы важно, чтобы она не ослабевала, чтобы в ней было очень много пчёл-кормилиц. Поэтому ей регулярно подставляют рамки с разновозрастным, в том числе и самым молодым, расплодом от других семей пасеки. Регулярно также подсаживают в семью-приёмщицу личинок, но ей дают только рамки со зрелым (на выходе) расплодом, на которых совершенно не должно быть личинок или яичек.
Многолетние исследования позволили выявить два необходимых условия, при которых семьи-воспитательницы выращивают наиболее высокоценных маток.
1. Семья-воспитательница должна иметь пчёл всех возрастов с сохранением их естественного соотношения. Следовательно, нельзя выводить маток в отводках, так как они лишены лётных пчёл, снабжающих семью свежим нектаром и пыльцой; в семьях, от которых раньше отбирали пчёл или зрелый расплод для усиления других семей. В сильной целостной семье имеются пчёлы в разных физиологических состояниях. Если возрастной состав не нарушен, то в ней быстро создаются группы пчёл-кормилиц, способных вырабатывать молочко для маточных личинок.
2. Семья-воспитательница должна иметь расплод в гнезде всех возрастов. Печатный расплод стабилизирует температуру и влажность воздуха, окружающего маточники. При наличии расплода среди маточников температура поддерживается 35-360С, при отсутствии расплода она колеблется вблизи маточников между 30 и 330С. Наличие и печатного и открытого расплода в семье, выращивающей маток, значительно улучшает их качественные показатели.
Семьи с матками, выведенными без открытого расплода, собирают мёда меньше, чем семьи с матками, выведенными при наличии и открытого, и печатного расплода.
Таким образом, только наличие в гнезде семьи-воспитательницы расплода всех возрастов обеспечивает высокое качество маток.
Прививка личинок и передача их на воспитание.
Прежде чем приступить к прививке личинок, пчеловод заранее готовит прививочную рамку, для чего в обыкновенной рамке крепят 3 горизонтальные планки. Одну из них прибивают на расстоянии 3 см от верхнего бруска рамки, остальные – с промежутком в 7 см. К боковым брускам рамки планки крепят гвоздями так, чтобы они могли свободно поворачиваться. Затем заготавливают патроны – квадратные деревянные брусочки размером 2,5×2,5 см и толщиной около 0,5 см: на одну рамку их требуется 30-40 шт. С лицевой стороны каждого патрона делают кончиком ножа маленькое углубление.
Для прививки личинок нужна тёплая комната; температуру воздуха в ней поддерживают в пределах 25-350С; для увлажнения воздуха пол комнаты сбрызгивают водой, а по стенам развешивают мокрые полотенца. Помещение должно быть светлым и без посторонних запахов. Работу по прививке личинок выполняют на чисто вымытом поставленном у окна столе, однако прямые солнечные лучи не должны падать на него.
Существуют следующие два основных способа прививки личинок для вывода маток:
1. Прививка без переноса личинок, когда их дают семье-воспитательнице в своих же ячейках.
2. Прививка с переносом личинок из ячеек в искусственные восковые «мисочки».
Прививки без переноса личинок – способ простой и доступный каждому пчеловоду. Выполняется он так. Подготовив всё необходимое (прививочная рамка с патронами, острый тонкий нож, чайник с горячей водой, кружка с расплавленным воском, чистое полотенце), берут из материнской семьи рамку с племенными личинками, осторожно сметают с неё пчёл и переносят в закрытом ящике в помещение. Здесь рамку кладут плашмя на стол и нагретым в горячей воде вытертым досуха ножом вырезают полоски сота. Каждая полоска должна состоять из одного ряда целых ячеек. Полоски вырезают из той части сота, преимущественно из середины, где имеется много личинок. Затем каждую полоску кладут боком и с одной стороны (где больше личинок) срезают края ячеек, укорачивая их на половину, чтобы пчёлам было легче превратить ячейку в маточную мисочку. Подготовленную полоску режут поперёк на кусочки, содержащие по одной целой ячейке с личинкой. Затем в углубление патрона наносят каплю растопленного воска и приклеивают к нему вырезанную ячейку неукороченной стороной. После этого патрон прикрепляют растопленным воском к планке прививочной рамки. Каждый кусочек сота на патроне осматривают, и если сбоку где-либо в разрезанной ячейке уцелела личинка, её сбрасывают спичкой, иначе на одном патроне пчёлы могут заложить два и даже три маточника. Описанный способ прививки личинок хотя и прост, но имеет существенные недостатки: во-первых, приходится портить соты и уничтожать много личинок; во-вторых, пчёлы должны перестраивать пчелиные ячейки в маточные мисочки, в результате чего снижается количество принятых на воспитание личинок. Поэтому упрощённый способ прививки допустим только при выводе небольшого количества маток для собственной пасеки.
При выводе большого количества маток следует прививать личинок с переносом их в искусственные мисочки.
Независимо от того, каким способом прививают личинок, всю эту работу надо выполнять как можно быстрее, чтобы личинки находились вне гнезда не более 30-40 мин. Затем, прививочную рамку с патронами ставят в переносной ящик, доставляют семье-воспитательнице и помещают в середину гнезда между рамками с расплодом. Семье-воспитательнице среднерусских пчёл за один приём можно давать 35-40 личинок (поздней весной и летом). Рано весной не более 24 личинок. В повышении качества маток играет скорость сбора молодых пчёл на рамке с привитыми личинками. После отбора старой матки определяют место постановки прививочной рамки. Между рамками оставляют свободное пространство, куда позднее, на следующие сутки, не беспокоя семью, по возможности не применяя дыма, вставляют рамку с личинками.
Готовясь к постановке прививочной рамки с личинками, необходимо сократить гнездо семьи-воспитательницы с тем, чтобы пчёлы плотно покрывали все оставленные в гнезде соты. В сокращённом гнезде пчёлы быстрее принимают личинок.
У пчёл имеется контактная, звуковая и обонятельная информация о присутствии в гнезде матки. Поэтому уже через 50-60 мин. после её отбора из семьи все пчёлы обнаруживают отсутствие матки. В реагировании семьи на отбор матки можно выявить три стадии. Первая стадия – поиск матки: пчёлы ищут её внутри гнезда и у летка (длится поиск 4-6 час). Не обнаружив матки, семья переходит во вторую стадию – закладывание маточников, которая длится 4-5 суток. После закладки маточников (свищевых) наступает третья стадия – относительный покой, возбуждённое состояние семьи прекращается. Рамку с личинками лучше всего ставить семье-воспитательнице на второй день после отбора плодной матки (во второй стадии). Если дать личинки очень рано, например, через 1-2 часа, то пчёлы заложат мало маточников; если запоздать, то семья уже заложит основную партию маточников на своих личинках и примет мало личинок на прививочной рамке.
Прививочную рамку лучше всего ставить в такое место гнезда, где она с одной стороны имела бы сот с печатным, а с другой – с открытым расплодом. Следует иметь в виду, что пчёлы никогда не закладывают маточников на сотах с мёдом. Поэтому надо правильно расположить планки с личинками в прививочной рамке. Если на соседних сотах расплод начинается сразу за верхним бруском рамки, то планочки с личинками вставляют в две верхние прорези: если же кроме расплода, на сотах ещё много печатного мёда в верхней части, то планки с личинками располагают ниже, закрепляя в средних срезах, а иногда и в двух нижних вырезах (летом).
Уже через 12 часов после постановки рамки можно чётко увидеть и подсчитать количество принятых личинок.
Пчёлы семьи-воспитательницы быстрее и больше принимают личинок в первой половине дня (когда пчёлы более активны). Поэтому отбирать старых маток от семьи-воспитательницы надо во второй половине дня, а рамку с личинками ставить в первой половине следующего дня. В сумрачные, дождливые дни и при отсутствии медосбора пчёлы принимают меньше личинок, чем в тёплые солнечные. Наиболее охотно пчёлы принимают личинок в период роения. Среднерусские пчёлы иногда закладывают много свищевых маточников, вследствие чего меньше принимают личинок в прививочных рамках, чем пчёлы других пород. В таких случаях в гнезде уничтожают все заложенные свищевые маточники и через 8-12 часов ставят прививочную рамку с молодыми личинками.
Проверка личинок на приём.
Через 1-2 дня после постановки личинок в семью-воспитательницу её осматривают и определяют, сколько личинок принято пчёлами на выращивание. Без такого учёта нельзя спланировать дальнейшую работу по выводу маток. Количество принятых личинок определяют по числу мисочек, отстроенных на патронах. При этом надо внимательно проверить содержимое мисочек, так как среди них иногда попадаются пустые.
Одновременно с проверкой личинок на приём следует провести их браковку. Если в мисочке мало корма и личинка отстала в развитии, то её удаляют из семьи, оставляя только полноценных личинок. Если семье оставить для воспитания много маточных личинок, то это может плохо отразиться на качестве выведенных маток. Количество личинок, оставляемых в семье при указанной браковке, в средней полосе не должно превышать весной 20 штук, летом 30-35 штук.
Иногда выясняется, что семья заложила очень мало маточников – всего несколько штук. Если на пасеке есть другая семья-воспитательница, подготовленная одновременно с первой, то ей передают несколько личинок, а освободившуюся семью-воспитательницу осматривают. Слабый приём личинок иногда вызывается присутствием в гнезде незамеченного раньше открытого расплода, на котором пчёлы заложили свищевые маточники. Эти маточники срывают и, удалив остатки открытого расплода, дают семье через несколько часов новую партию личинок.
Если на пасеке имеется только одна семья-воспитательница, то при неудачном приёме личинок надо немедленно формировать вторую семью-воспитательницу.
После проверки личинок на приём семью больше не осматривают до тех пор, пока маточники не созреют.
Подкормка семей-воспитательниц.
Семьи-воспитательницы выводят более высококачественных маток в период, когда в улей поступает ежедневно свежий нектар и пыльца. Было установлено, что при наличии небольшого, но постоянного медосбора, масса маток составляла 198,8 мг (яйцевых трубочек – 153), а при отсутствии медосбора – 179 мг (яйцевых трубочек – 130). Поэтому вывод маток надо приурочить ко времени цветения определённого растения, обеспечивающего пчёл.
Однако пчеловоду часто приходится выводить маток и в период отсутствия медосбора (например, для весенних отводков или из-за неблагоприятных условий погоды).
В такое время пчёлам дают искусственную подкормку. Дневная подкормка семей-воспитательниц повышает активность пчёл, сбор свежего нектара и пыльцы с таких растений, которые они плохо посещают. При недостаточном приносе свежей пыльцы (обножки) заметно повышает качество маток подкормка семей-воспитательниц медоперговой смесью. Смесь дают по 300 г за 7 дней до того, как семье-воспитательнице будут даны на воспитание личинки, и продолжают давать до запечатывания маточников, т.е. всего в течение 12 дней.
Особенно усиленно надо кормить семью в случае внезапного прекращения взятка. В это время желательно удвоить ежедневную порцию корма.
Созревание маточников и время отбора их из семьи-воспитательницы.
Созревание маточников определяют путём строгого учёта их календарного возраста. Сроки выхода маток из маточников могут несколько отклоняться в ту и другую сторону, в зависимости от температуры и других условий. В семью-воспитательницу дают однодневных личинок. Следовательно, развитие маток должно закончиться через 12 суток (16-4) после постановки личинок на воспитание. Но так как сроки развития могут отклоняться, то выхода отдельных маток можно ожидать и через 11 дней. Ни в коем случае нельзя допустить выхода маток в семье-воспитательнице. Достаточно выйти первой матке, как все остальные маточники будут разгрызены и матки убиты или же семья будет роиться.
Но нельзя также слишком торопиться с отбором маточников. В течение первых трёх дней после запечатывания маточника, когда личинка прядёт кокон и претерпевает сложный процесс превращения в куколку, она очень чувствительна к сотрясениям. Если в это время приступить к отбору маточников из семьи-воспитательницы, то значительная часть маток погибнет.
Свежезапечатанные маточники нельзя помещать в клеточки: пчёлы должны иметь к них доступ. Дело в том, что пчёлы семьи-воспитательницы покрывают внешнюю поверхность маточников слоем воска, особенно толстым у его основания. Кислород, необходимый куколке матки, может проникать только через крышечку маточника. К концу стадии куколки потребление кислорода сильно возрастает, пчёлы увеличивают газообмен в маточнике путём снятия слоя воска и утончения кокона на его вершине, что ведёт к более интенсивному обмену веществ у куколки матки именно в то время, когда у неё развивается половая система. Из маточника, помещённого преждевременно в клеточку, лишённую доступа пчёл, выходит вялая, беспомощная матка и с некоторым запозданием.
Следовательно, как преждевременный отбор запечатанных маточников, так и опоздание с выполнением этой операции одинаково недопустимы. Нормальный срок для отбора маточников – 13-й день после снесения яйца (9-й день после прививки). Допустимы отклонения от этого срока на одни сутки в ту или другую сторону, иначе говоря, крайние сроки отбора маточников – 12-й и 14-й дни после снесения яйца (8-10-й день после прививки). Но всё же рискованно откладывать отбор маточников на последний – 14-й день, так как погода может внезапно испортиться и помешает выполнению этой работы, а на 15-й день уже может вывестись какая-либо из наиболее ранних маток.
Учёт и браковка зрелых маточников и дальнейшее использование семьи-воспитательницы.
Наметив день отбора маточников, в тот же день с утра осматривают семью-воспитательницу и определяют, сколько имеется маточников, годных для использования. Это необходимо для того, чтобы знать, сколько нуклеусов готовить для их размещения.
Хорошие, полноценные матки выводятся только из крупных, правильных маточников. Чтобы не допустить вывода мелких, недоразвитых маток, все маточники внимательно просматривают. Если среди них будут обнаружены мелкие, неправильно отстроенные – кривые, слишком вытянутые, с «перехватом», то такие маточники удаляют, оставив на рамке только крупные, правильно отстроенные. Сосчитав оставленные маточники, рамку ставят обратно в семью-воспитательницу. Позднее, когда будут готовы нуклеусы, маточники из семьи-воспитательницы убирают.
Если есть необходимость в дальнейшем выводе маток, то семью-воспитательницу можно использовать для выкормки второй партии маточных личинок. Для этого сразу после раздачи маточников в нуклеусы семью-воспитательницу осматривают, удаляют из неё освободившиеся от расплода рамки и дают новые рамки с запечатанным расплодом. Эти рамки берут из отводка, сформированного при подготовке семьи-воспитательницы, для сохранения её матки. На следующий день семье-воспитательнице дают новую партию пчелиных личинок. Разумеется, для этого в материнской семье заранее должны быть подготовлены одновозрастные личинки. После вторичного использования семьи-воспитательницы, её превращают в нормальную семью, присоединив в ней отводок с её же маткой.

Оставить комментарий

Кликните для смены кода
Адрес Вашей электронной почты опубликован не будет.
Обязательные поля отмечены звездочкой (*).