В биологии медоносных пчёл большой интерес представляет всё ещё не изученное до конца явление “эффекта группы”. Природа этого явления, видимо, уходит в далёкое прошлое общественных насекомых, в период формирования типа их приспособления к условиям среды. Р.Шовен понимает под “эффектом группы” ту внутреннюю взаимосвязь и зависимость особей друг от друга, которая определяет, какое количество особей составляет группу, обеспечивающую нормальное развитие матки.
Видовые особенности поведения медоносных пчёл формировались в течение долгого времени под действием естественного отбора. Они укоренились столь прочно, что стали неотъемлемым качеством вида, и нарушение этого биологического равновесия, несомненно, отражается на состоянии гнезда в целом и отдельных особей в частности. В связи с этим формирование нуклеусного гнезда должно основываться на закономерностях и биологических особенностях развития пчелиной семьи как целостной биологической единицы.
Под нарушением “эффекта группы” следует понимать, в первую очередь, нарушение соответствия возрастного состава рабочих пчёл, расплода, количества особей в семье, объёма гнезда и микроклимата в целом. В своей каждодневной практической работе пчеловоды часто сталкиваются с проблемой нарушения “эффекта группы”, но не всегда придают ему должное значение. А между тем, такая процедура, как подсадка маток на изолированную рамку, тоже основана на нарушении “эффекта группы”. Пчелиная семья, как целостная биологическая единица, не принимает матку, но та же матка, подсаженная на изолированную рамку с пчёлами, принимается ими.
С целью проследить влияние фактора “эффекта группы” на приём маток пчёлами был поставлен эксперимент. В июле 14 плодных маток было подсажено методом прямой подсадки в семьи примерно одинакового уровня развития и биологического состояния (учтено наличие открытого и запечатанного расплода). Спустя 30 мин. было проверено отношение пчёл к вновь подсаженным маткам. Из 14 подсаженных маток 5 спокойно ходили по соту, вступали в кормовой контакт с окружающими пчёлами, были приняты и скоро приступили к откладке яиц. В остальных 9-ти семьях матки были в клубе пчёл на рамках или на дне улья.
Всех этих маток, а также часть пчёл перенесли в пересылочные клеточки. Пчёлы, оторванные от своего гнезда, лишённые связи с биологически целостной единицей, ранее враждебно принимавшие маток, в новых условиях успешно ухаживали за матками и интенсивно их кормили. Вторая попытка подсадить маток вместе с ухаживающими за ними пчёлами в семьи не увенчалась успехом.
Результаты эксперимента позволяют сделать вывод, что поведение горстки пчёл не координируются пчелиной семьёй, их действия носят обособленный характер и не зависят от биологического и физиологического состояния гнезда, определяющего действия всех его сочленов.
Подтверждением этого вывода послужили результаты ещё одного эксперимента, поставленного с целью определить, смогут ли пчёлы, изолированные от семьи, отличить свою матку от чужой. Другими словами, была сделана попытка установить, в какой степени и за какой период времени может угаснуть информация, объединяющая пчелиную семью в одну целостную биологическую единицу.
В прибор, состоящий из 6 одинаковых по объёму камер, изолированных друг от друга ганемановской решёткой, и имеющей в центре камеру круглой формы, посадили двух маток из разных семей. Маток поместили в разные камеры, разделённые только ганемановской решёткой. В центре прибора, в круглую камеру, сообщающуюся со всеми камерами через ганемановскую решётку, поместили 10 пчёл из той же семьи, что и одна из маток.
С момента посадки маток в прибор до переноса туда пчёл прошло 2 мин. Спустя 10 мин. определили количество пчёл, находящихся в одной камере со своей маткой. Их оказалось только 2. Столько же пчёл было и в камере с чужой маткой. По истечении 30 мин. уже 7 пчёл из 10 находились в одной камере со своей маткой. С чужой маткой остались 3 пчелы, причём видимой враждебности по отношению к чужой матке со стороны пчёл не наблюдалось, однако матка вела себя настороженно. Необходимо учесть, что обе матки находились рядом, их отделяла друг от друга только ганемановская решётка.
В следующем варианте опыта в одну из камер поместили матку, а в центральную камеру – 10 пчёл из другой семьи. В течение 15 мин. к матке перешли 6 пчёл; за 20 мин. с момента начала опыта мы наблюдали 3 кормовых контакта.
Наконец, в последнем варианте опыта двух маток поместили в камеры друг против друга. В центральную камеру перенесли 20 пчёл, по десять от каждой семьи. С целью дифференцировки пчёлы были помечены. Опыт продолжался в течение 1 ч. В этот период пчёлы переходили из одной камеры в другую. По прошествии 30 мин. в одном случае с маткой находились 4 своих пчелы и 3 чужих, а в другом – 2 своих и 3 чужих. По истечении 1 ч пчёлы распределились в камерах следующим образом: с одной из маток находились 3 своих и 5 чужих пчёл, с другой – 4 чужих пчелы.
Проведённые исследования дают основание считать, что оторванная от семьи группа 10 пчёл не в состоянии сохранить ту взаимосвязь, которая существовала в семье как в целостной биологической единице. Этим объясняется тот факт, что пчёлы не объединились со своей маткой, только что взятой из семьи.
Почему же оторванные от семьи пчёлы не выполняют своего прямого назначения – окружить свою матку заботой и вниманием и проявить агрессивность к чужой? Что ещё необходимо для того, чтобы пчёлы объединились со своей маткой?
Общепринято, что взаимосвязь в пчелиной семье осуществляется через маточное вещество. Если маточное вещество играет главную роль в объединении семьи, то становится непонятным безразличие пчёл к своей родной матке во всех вариантах опыта. В то же время известны случаи, когда пчёлы активно реагируют даже на мёртвую матку. Более того, клеточка, в которой находилась матка, интенсивно привлекает пчёл, хотя матки там нет.
Проблема взаимосвязи в семье медоносных пчел остаётся далеко не выясненной. Вместе с тем разрешение этой проблемы дало бы возможность решить множество вопросов в практическом пчеловождении.
Развитие неполноценных маток – это результат нарушения жизнедеятельности пчёл в нуклеусе и биологического равновесия в целом, ибо все изменения, отклонения от нормы в пчелиной семье чаще всего являются ответной реакцией на изменения в окружающей среде таких факторов, как температура, влажность и др.
В слабых семейках не создаётся благоприятных условий для выращивания личинок и получения полноценных пчёл, от которых зависит полноценное питание матки в период её дозревания и оплодотворения. Интересные исследования, подтверждающие данные о том, что качество пчёл ухудшается при воспитании в слабых семьях, провёл Малашенко. Перед началом главного взятка он объединил по 4 слабых семьи и уравнял новые семьи по количеству пчёл с сильными семьями. Интенсивность лёта пчёл в сильных семьях значительно превышала интенсивность лёта пчёл из равных по силе семей, но выведенных до взятка в слабых семьях. Нагрузка медового зобика также свидетельствовала о значительных преимуществах пчёл от сильных семей – их медовые зобики весили на 11,3 мг больше. Продуктивность объединённых слабых семей в конце взятка оказалась на 14,8% ниже, чем сильных.
Таким образом, одна из причин получения биологически неполноценных маток – нарушение “эффекта группы”, т.е. малочисленность пчёл в нуклеусе и их неспособность создать нормальные условия для развития маток и других особей гнезда.
Г.К.Василиади.
У нас Вы можете купить ульи Дадана или Рута