Пчеловоды знают, что у пчёл воск выделяется восковыми железами и застывает на зеркальцах брюшных колец в виде белых пластинок. Известно также, что свежие естественные соты, отстроенные пчёлами не на искусственной вощине, всегда белые, и воск, полученный от перетопки этих сотов, тоже белый. Но когда перетапливают старые соты, воск из них получается жёлтым.
Почему же белый по своей природе воск приобретает жёлтую окраску?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы провели следующие наблюдения и эксперименты.
Прежде всего, было установлено, что прядильные железы личинки пчелы в период окукливания выделяют белую белковую нить, из которой личинка вьёт кокон. В течение первых 36-48 часов нить остаётся белой. Позднее под воздействием кислорода воздуха белок начинает окисляться, и кокон приобретает желтоватый и даже тёмно-коричневый цвет.
Окисление на воздухе белка коконовой нити приводит к его распаду. В первую очередь разрушается белок, находящийся на поверхности коконовой нити.
В процессе окисления белок впитывает в себя из воздуха большое количество воды, а результате чего внутренние стенки ячейки становятся влажными. Если такую ячейку изнутри выте-реть намотанной на спичку гигроскопической ватой, то она сделается не только жёлтой, но и влажной. Вытертая же таким образом досуха ячейка через сутки опять становится влажной.
В результате таких наблюдений мы пришли к выводу, что продукты распада белка обладают высокой гигроскопичностью. Переходя с сота на сот, пчёлы пачкают ножки этой влажной коричневатой массой и разносят её по всему улью. Вот почему ячейки в старых сотах под верхним бруском рамки, в которых ни разу не выводились пчёлы, по своей окраске мало отличаются от ячеек, в которых пчёлы выводились несколько раз. По этой же причине магазинные соты при многолетнем использовании также становятся тёмными, хотя в их ячейках пчёлы никогда не выводились.
Нам приходилось десятки раз получать в сухом виде эти продукты и определять их гигроскопичность.
Если старые почерневшие соты изломать на кусочки и затем залить их водой комнатной температуры, то через двое-трое суток вода станет тёмно-коричневой. Эту воду мы сливали в высокий сосуд и давали ей отстояться. На дно сосуда осаждались крупинки прополиса, пыльцевые зёрна, кал личинок. Над этим осадком резко обосабливался слой тёмно-коричневой воды, окрашенной продуктами распада белка коконов. Окислившийся белок в виде коричневой массы находился в воде во взвешенном состоянии. Отстой осторожно сливали в широкое эмалированное блюдо и выпаривали на слабом огне, не доводя до кипения. После выпаривания на дне блюда оставался осадок. Если соскоблить его острым ножом, получится аморфный (бесформенный) тёмно-коричневый порошок, похожий на толчёный столярный клей. Он очень кислый на вкус, имеет запах фруктового пережжённого чая. Небольшое количество (1/3 чайной ложки) этого порошка, помещённого в стакан с водой, в течение двух-трёх минут окрашивает её в тёмно-коричневый цвет.
Эти данные подтвердили предположение о высокой гигроскопичности продуктов распада белка как причине окрашивания в жёлтый цвет ячеек сотов, в которых никогда не выводились пчёлы, потемнения мёда и сахарного сиропа, отложенного пчёлами в ячейки старых сотов, окрашивания воска в жёлтый цвет, когда он вываривается в тёмно-коричневой воде.
Следует отметить, что старые соты гигроскопичнее новых. При 98% влажности воздуха и температуре 3,50С в течение 10 дней прибавилось влаги: к старому гнездовому соту – 82 г, к новому – 29, к дереву рамки – 18 г.
Из литературных данных известно, что в жёлтом воске содержится до 2,5% воды, тогда как в белом около 0,1%. Возникает вопрос, почему воды в жёлтом воске больше, а в белом меньше?
Можно ли утверждать, что вода в жёлтом воске удерживается гигроскопичными продуктами распада белка коконов, попавшими в воск из выварочной тёмно-коричневой воды?
Для получения ответа на этот вопрос был проделан опыт по отбелке солнцем жёлтого воска. Воск пяти образцов превращали в стружку, последнюю выдерживали на солнце, поливали водой, сплавляли в монолитную массу, вновь превращали в стружку и опять выдерживали на солнце. Так делали до тех пор, пока на 18-й день воск не стал белым. И оказалось, что отбеленный воск потерял в весе за счёт улетучивания из него воды. Это хорошо видно из таблицы.
№ п/п Начальный вес (г) Новый вес (г) Начальная окраска Новая окр.
1 106,843 101,327 ярко-жёлтая белая с желтизной
2 106,178 101,024 то же то же
3 104,478 100,503 жёлтая белая
4 101,284 99,064 светло-жёлтая «
5 (контроль) 100,783 100,428 белая «
На основе полученных данных можно утверждать, что значительное количество воды в жёлтом воске удерживается теми частицами разрушенного белка, которые находились во взвешенном состоянии в разварочной воде; они вместе с водой остались и в застывшем воске. Это и есть то, что В.А.Темнов называет эмульгированием воска.
Много ли продуктов распада белка коконов в сотах и в разварочной воде? Правильный ответ на этот вопрос имеет большое практическое значение.
В 1 л разварочной воды, взятой из котла Коломенского воскозавода, на долю продуктов рас-пада приходилось около 15%, а в литре такой же воды, взятой из-под пресса Ростовской базы, оказалось более 18%. Чем больше продуктов распада находится в разварочной воде, тем темнее получается воск, тем больше находится в нём эмульгированной воды и тем хуже будет качество воска.
В заключение нельзя не отметить, что продукты распада белка коконов приносят большой вред пчеловодству. Воск, извлечённый из сотов в застывшем виде, должен быть белым. Чем темнее его цвет, тем больше в воске загрязнений. Окрашивание в жёлтый цвет происходит в момент разваривания воскового сырья в воде. Утверждение, что разварочная вода, используемая многократно, улучшает качество воска, является ошибочным. Использование жёлтого воска на изготовление искусственной вощины приводит к растягиванию её и отстройке на ней сотов с большим количеством переходных и трутнёвых ячеек.
Для повышения качества воска должна быть значительно изменена технология переработки воскового сырья. Предварительное в течение 4-5 дней замачивание воскового сырья и 3-4-х кратное за это же время обновление воды почти полностью удаляет вымытые из суши красящие воск продукты.
Из мервы и вытопок получить белый воск при прессовании невозможно.
Продукты распада белка коконов в ячейках старых сотов являются хорошей питательной средой для различных плесневых грибков.
Должен быть пересмотрен также вопрос, какими сотами (новыми или старыми) нужно ком-плектовать гнёзда пчёл на зиму, так как помимо развития плесени на старых сотах, пчёлы затра-чивают больше энергии на согревание таких сотов, впитывающих в течение зимовки из воздуха почти в 3 раза больше влаги, чем новые соты.
М.Оржевский, кандидат биологических наук. 1963 г. № 5 «Пчеловодство»