Установив закономерности (законы), и приняв их за основу, можно будет в любой момент времени определить состояние семьи и её физиологические возможности, а, следовательно, и принять при необходимости соответствующие меры по корректировке состояния.
Всё дело в том, что “…все явления в природе изменчивы, они случайны и преходящи. Одни из них сменяются другими, в то время как законы остаются, представляя собой проявление стабильности, устойчивости, повторяемости в природе. …Закономерности (закон) – это наиболее стабильная характеристика постоянно меняющегося мира”. И одними биологическими законами и даже сверхпознаниями в биологии не обойтись, нужны ещё знания химиков, физиков, математиков, а может быть, и целого ряда других наук. А ведь если и дальше рассматривать только одни явления и не искать причин, их породивших, то на преодоление негативных процессов (например, гибель пчёл зимой), уйдут ещё многие годы.
Только вскрыв неточности, противоречия, а порой и абсурдность суждений и утверждений, которыми изобилует нынешнее пчеловодство, можно построить более полное и более точное здание науки. А начать строительство необходимо с наведения элементарного порядка в определении пчеловодных терминов, величин; установлении размерностей и прочих величин и др.
Например, всё, что на белом свете может быть больше или меньше и что можно измерить или обозначить каким-либо образом, называется величиной. Точно охарактеризовать величину можно лишь единственным образом – измерив её, т.е. обозначив её численно.
Как известно, хоботок у рабочей пчелы учёные измеряют до тысячных долей миллиметра, а вот одна из основных характеристик пчелиной семьи – её размер, хотя и имеет численную характеристику (в штуках особей или в килограммах массы), тем не менее, более часто определяется как качественный альтернативный показатель в терминах “сильная семья” и “слабая семья”.
Если, например, “сильной” следует считать семью массой 2,5 кг, то тогда какими следует считать семьи массой 3,0 и 4,0 кг – сверхсильными или суперсильными? Аналогично: какой следует считать семью массой 2,1 кг – недостаточно сильной или же просто слабой?
Естественно, что никаких закономерностей при такой путанице в количественной оценке величины найти невозможно. Ни одна из наук таких вольностей с классификацией величины не допускает.
Да и понятия “большая” и “малая величина”, как и понятия “сильная семья” и “слабая семья”, сами по себе бессмысленны, по крайней мере, если не указано по сравнению с чем они большие и меньшие величины.
И в завершение излагаемой темы предлагаю просчитать возможный вариант количественной характеристики пчелиной семьи, идущей в зиму, используя данные Елфимова: “…нельзя не остановиться на наращивании силы пчелиных семей в зиму. Оптимальные сроки для этого в условиях нашей области – период с 1 по 20 августа при среднесуточной яйценоскости 1200 штук…Такое возможно благодаря отбору семей, имеющих маток с высокой яйценоскостью”. Если умножить 1200 яиц на 20 дней, то получим ориентировочный численный состав семей в 24 тыс. пчелиных особей, что приблизительно равно 2,4 кг живой массы пчелы.
Но ведь каждый пчеловод знает, что, открыв любую семью 1 августа, он обнаружит не менее 2-3-х рамок разновозрастного расплода, из которого к 22 августа выведется не менее 0,6-1,2 кг пчёл, или в среднем 0,9 кг живой массы пчёл, половина из которых не будут участвовать ни в воспитании расплода, ни тем более в лётных работах. А поэтому и они, эти 0,45 кг пчёл, уйдут в зиму “физиологически подготовленными, молодыми пчёлами-долгожителями”, а общая масса семьи, таким образом, будет около 2,85 кг.
Из данного примера отчётливо видно, что практически все научные факты, установленные биологами для пчелиной семьи, не более чем обычное их нагромождение, ничего не дающее и ни к чему не обязывающее. Всё равно, что скопление звёзд на небе в ясную ночь.
Например, люди давно подметили такую закономерность: нарастил в зиму больше пчёл, при благоприятной зимовке получил больше мёда следующим летом. Однако конечный результат чреват возможными негативными последствиями, одно из которых – раннее роение в безвзяточное время. Как же быть?
Прежде всего, необходимо от констатации фактов переходить к познанию закономерностей и закона Природы, т.е. физического закона. Познание законов составляет задачу науки. У Анри Пуанкаре есть замечательные строчки: “Наука создаётся из фактов, как дом из кирпичей. Но накопление фактов не в большей мере является наукой, чем куча кирпичей домом”.
Может возникнуть вопрос: “А что же из этого следует?” А то же, что и из введения в науку в 1742 г. шведом Андерсом Цельсием шкалы температур, носящей его имя, – определённость и уверенность в своих поступках и действиях. Не зная данной классификации единиц температуры, человек никогда бы не определил температурного режима зимующего клуба и прочих биологических закономерностей. А законы природы (физические законы), сформулированные нами и при помощи математики описанные, позволят даже начинающему пчеловоду не только видеть и понимать то, что он делает, но и предвидеть конечный результат. Это, на мой взгляд, гораздо лучше того положения, при котором ты что-то делаешь, но не понимаешь что.
И не нужно бояться слова “математика”. Ещё Эйнштейн любил говорить: “Главное всё же содержимое, а не математика!” В.А.Овчатов, Украина.

Оставить комментарий

Кликните для смены кода
Адрес Вашей электронной почты опубликован не будет.
Обязательные поля отмечены звездочкой (*).