Единственная тайна пчеловодов заключается в полном знании пчеловодства; кто обладает ею, тому нет надобности в других тайнах.
Знание творит пасеки, мёд, воск и деньги, а невежество портит всё и уничтожает.
Прежде всего, необходимо знать основательно природу пчёл, их общественную жизнь, их особенности и нужды (теория); а потом суметь повести пчелиное хозяйство в улье таким образом, чтобы пчёлы размножались как можно сильнее и носили как можно больше мёда (практика). Конечно, много значит медоносная окрестность, удобное место, хороший улей; но всё это не послужит ни к чему, если пасечник не сумеет воспользоваться этим.
Кто желает быть хорошим пасечником и извлечь из пасеки больше выгоды, тот должен знать и пчёл, и их хозяйство в таком совершенстве, словно сам жил в улье с ними. Тогда он знает и видит ясно, что делается в каждом улье и во всей пасеке, понимает, что, как и когда делать с пчёлами, что оставить без перемены и что исправить. Такой пасечник неограниченный господин своих пчёл, управляет ими по своему произволу, приказывает и так распоряжается ими, как господин своими слугами и рабочим скотом: они должны его слушаться и делать то, что он прикажет. Если он желает иметь рои, то и должны быть рои. Требуется ему мёд, пчёлы обязаны заняться исключительно добычею мёда и наполнять им улей. Разумный пасечник не понимает слов « дурное место», « плохие годы», « нельзя», « не удалось»; у него не может быть ни в чём промаха, всё должно быть так, как он желает; при таком управлении пасека размножается быстро и должна приносить, возможно, больший доход.
Напротив, кто не обладает этим знанием, тот никогда не будет хорошим пасечником, хотя бы у него борода выросла по пояс; ибо кто не знает, что делается в улье между пчёлами, тот слеп, не понимает, как с ними обходиться, как и когда что с ними делать, и делает всё наугад, на авось, угадал – хорошо, не угадал – всё равно. И выходит, что не он управляет пчёлами, а они им, ибо делают, что хотят, водят его за нос. Такой пасечник наносит вред пчёлам, вместо того чтобы помочь им, вместо необходимого исправления он портит до конца; вместо ухода за пчёлами он их уничтожает. При таком порядке вещей всё зависит от медоносной местности и хорошего года; пока и то и другое благоприятствует, дело бредёт ещё кое-как, но с пеленою этих обстоятельств пасека уничтожается, как видим мы тысячи примеров. Если случается, что и у невежественных пасечников дело иногда идёт удачно и окупается, то не иначе как оттого, что пасека поставлена в чрезвычайно медоносной местности, где мёд, что называется, сам плывёт в улей; но здесь пасечник ни причём, всё делается само собой, а он только смотрит на готовое.
А пусть бы такой пасечник перешёл в другую, не столь обильную или бедную местность, то разорился бы в конец, ибо не получил бы с пасеки ни гроша дохода и даже не в состоянии был бы содержать её.
В этом и заключается существенная разница между пасечником – неучем и пасечником действительно умелым. Первый может иметь пасеку и доход только на самой благоприятной местности и в хорошие годы, да и то не получить и трети того, что получил бы там разумный пасечник; а настанут дурные годы, он лишается всего. Для умелого же пасечника решительно всё равно-какие бы ни были годы; пасека должна идти хорошо, выдержать все невзгоды, подобно незыблемой скале, и, во всяком случае, должна ему принести, возможно, больший доход. А что же, если пасечник с познаниями очутится в медоносной местности? Здесь-то обнаружится вся сила знания и искусства, ибо у него будет и пчёл и мёда в десять раз больше, чем у неуча, который хозяйничает на авось.
Итак, единственная тайна пчеловодства – ЗНАНИЕ, но знание истинное. Но эти сведения невозможно почерпнуть у наших простонародных пасечников; я наблюдал их тридцать с лишком лет, знаю их насквозь, и уверяю вас, что из тысячи их, едва ли один смыслит что-нибудь. У нашего простолюдина есть множество пасечных сведений и без числа имеются секреты, но всё это не стоит выведенного яйца, потому что это фальшь, бредни и суеверие, и именно эта ложная, извращённая теория и практика простолюдинов и составляет несчастье нашего пчеловодства. Суеверные и фальшивые эти понятия, переходя издревле, по преданиям от отца к сыну, из поколения в поколение, сделались некоторого рода религий для пасечников, от которой никто не решается отступить ни на волос. «Пасечник с деда и прадеда» пользуется в простонародье большим почётом; он вселяет лестную веру к себе, и все слепо ему подражают, и таким образом невежество, как бы переходя по наследству от одного к другому, губит отечественные пасеки. Хуже всего то, что это ошибочное простонародное знание тормозит всякий прогресс в пчеловодстве, ибо кто набьёт себе его в голову, тому кажется, что он знает очень много, едва ли не всё и вследствие этого в нём зарождается мысль, что нет умнее его и опытнее пасечника, и понятно, что на подобного человека не подействуют никакая наука и никакое убеждение.
Отсюда проистекает, что даже в более образованном классе есть много пасечников, которые убеждены в совершенстве своих познаний и которым и во сне не снится, что эти их совершенные познания не что иное, как полнейшее заблуждение. Пасечники, усвоившие себе эти ложные познания – величайшая язва для преуспевания пчеловодства, ибо не только сами не понимают и не желают лучших знаний, но и других отвлекают от разумного изучения пчеловодства, навязывая свои, ни к чему не годные познания. Таких-то пасечников и их наставлений следует бояться как огня, ибо ошибочное знание хуже невежества. Учитесь пчеловодству единственно у учёных пасечников, опытных, каких, слава Богу, у нас немало. (Ю. Любенецкий,1859 г.)

Оставить комментарий

Кликните для смены кода
Адрес Вашей электронной почты опубликован не будет.
Обязательные поля отмечены звездочкой (*).