Мед, сахар и подсластители. Кто победит?

Российским пчеловодам все труднее сбывать производимый ими мед. 2011 год в этом плане был самым трудным. Одной из причин является все возрастающая конкуренция между медом и множеством других сладких продуктов. Доля же меда на мировом рынке этих продуктов составляет менее 0,5%.

В мире насчитывается 25 натуральных сладких продуктов и подсластителей, среди которых наиболее прочную репутацию продолжает сохранять мед. Новейшие исследования не только подтверждают достоинства меда как полезного для здоровья продукта, терапевтического и лекарственного средства, но и открывают неизвестные до сего времени его положительные свойства.
Доказано, в частности, что ни один из продовольственных продуктов не способен конкурировать с медом в том, что касается энергетической эффективности его производства. К такому выводу пришли шведские ученые, взявшие за единицу измерения расходования энергии при производстве продовольствия такой показатель, как один мегаджоуль на килограмм веса продукта (MJ/Kg). По их подсчетам, для производства шведского меда требуется: питьевой воды в бутылках – 2; шведской моркови-2,7; шведских яблок -3,5; курятины-35, свинины – 40, шоколада- 44, баранины – 43, томатов -66, говядины-75, тропических фруктов-115 и креветок – 220 MJ/Kg.

При производстве меда, его переработке, транспортировке, хранении и других операциях с использованием топлива и энергии, выброс в атмосферу углекислого газа намного меньше, чем при производстве других продовольственных продуктов.

Пчеловодство и производство меда не только не наносят вреда окружающей среде, но и служат гарантами ее благополучия. Чего нельзя сказать о производстве сахара, например. По экспертным оценкам, для выращивания сахарного тростника, сахарной свеклы и кукурузы требуется больше минеральных удобрений, пестицидов, гербицидов и воды для орошения, чем для многих других сельскохозяйственных культур. Производство кукурузного сиропа с высоким содержанием фруктозы (HFCS) в США съедает 15% всей энергии, отпускаемой пищевой промышленности этой страны (на этот сироп приходится 50% «сладкого рынка» США).

Но и у такого замечательного продукта, как мед, есть слабые стороны. Одна из них – его высокая цена. В ХIII веке мед в Европе стоил в 50 раз дешевле импортного сахара. К середине ХIХ века, когда в Европу стал поставляться из колоний тростниковый сахар, цены сравнялись, а в конце ХIХ века мед окончательно утратил ценовое преимущество перед сахаром. Начавшаяся индустриализация пчеловодства уже ничего не смогла изменить. В ХХ веке разрыв в ценах двух продуктов продолжал увеличиваться. Сегодня соотношение розничных цен на мед и сахар во многих странах выражается пропорцией 10:1. Но это лишь среднеарифметический показатель. Мед высокого качества может стоить в десятки раз дороже сахара. Высокая цена меда – главная причина того, что он является одним из наиболее фальсифицируемых продуктов. В роли фальсификата обычно выступает сахар.

Высокая калорийность меда в наши дни воспринимается скорее как его недостаток. Медики считают, что душевое потребление сахаров всех видов, в том числе содержащихся в меде, не должно превышать 38 кг в год. Диетологи исходят из того, что суточная физиологическая норма потребления различных сахаров составляет 6 чайных ложек.
За полтора века сахар превратился в стратегический продукт повседневного спроса. Мед же скорее можно причислить к категории деликатесов и продуктов премиум-класса.

В 2010 году в мире было произведено 165,7 млн. тонн сахара и 1,54 млн. тонн меда. На мировой рынок было поставлено соответственно 30,7% и 26% от этого количества. Прогнозируется, что темпы роста мирового производства сахара в обозримой перспективе сохранятся на уровне 2-3% в год. Оценки перспектив развития пчеловодства и производства меда значительно сдержаннее. Эксперты вынуждены принимать в расчет массовую гибель пчел во многих странах, снижение рентабельности и экономической привлекательности пчеловодства, обостряющуюся конфронтацию между странами – импортерами и экспортерами меда и другие факторы, сдерживающие развитие мирового пчеловодства.

При благоприятной мировой конъюнктуре намного проще и дешевле расширить площади под сахарной свеклой и тростником, нежели обучить пчеловодов, нарастить численность пчелиных семей, выстроить инфраструктуру пчеловодной «индустрии» и наладить ее успешное функционирование.

В декабре 2011 года цена метрической тонны сахара-сырца на торгово-сырьевой бирже Нью-Йорка составляла $575, а меда на мировом рынке – $3000. Розничная цена килограмма сахара в Беларуси держалась на уровне $0,75; России – $1,25; США – $1,53; ЕС – $1, и Японии – $1,93. В этот период средняя розничная цена килограмма меда в США была $11,5.

«Столовый» мед стоит на мировом рынке значительно дороже меда для пищевой промышленности. Например, в 2010 году ЕС импортировал мед из Китая по 1,34; Аргентины – 2,24; Уругвая – 2,70 и Новой Зеландии -7,55 евро/кг.

Спрос на мед в той или иной стране определяется, прежде всего, его традиционным местом в национальной «кухне». Уровень благосостояния населения при этом играет важную, но не решающую роль.

По производству меда на душу населения Россия опережает многие другие страны с развитым пчеловодством:

 

Страна

Пр-во 

(тыс. т)

Население

(млн. чел.)

Пр-во 

на душу
населения
(кг\год)


Импорт
(тыс. т)


Экспорт
(тыс. т)

Потребл.
на душу 

населения
(кг\ год)

Год

Россия

54

141,9

0,380

10

0,2

0,450

2009

Китай

407

1338

0,304

-

100

0,229

2009

Украина

74

45,2

1,637

0,03

7,5

1,471

2009

США

65,2

314,7

0,206

95,8

13,1

0,469

2009

ЕС-27

224

501

0,447

1

11

0,0

2010

ФРГ

16,4

,2

0,199

,6

22,0

0,937

2009

Бразилия

39

198

0,196

-

25

0,070

2009

Испания

30,4

45

0,675

11,6

14,9

0,6

2008

Япония

3,3

130

0,025

35,6

-

0,299

2010

 

Мед редко побеждает на международных конкурсах продовольственных новинок. Последний раз это произошло на выставке SIAL (Salon International de L`Alimentation) в Париже в 2010 году. В числе 9 победителей по категории «бакалея-сладкие продукты» оказалась производимая с 2008 года одной из канадских компаний медовая гранула (honey drop), сохраняющая характеристики натурального меда и быстро растворяющаяся в чае и других напитках.
На продовольственном рынке Японии в 2009 году появилось 164 новых продуктов , содержащих мед, и только один новый «чисто медовый» продукт – крем-мед. В тройке лидеров среди них оказались закуски-снэки (54), соусы и майонезы (47) и кондитерские изделия (21). Мед был добавлен также в конфеты (9), молочные продукты (9), сладкие спреды (7), десерты и мороженое (6) и супы (3). В подавляющем большинстве этих продуктов присутствие меда было чисто символическим. Например, в медово-лимонном йогурте мед составлял всего 1%.

В США потребителям ежегодно предлагают до 150 новых сладких продуктов, из которых лишь немногие выдерживают испытание потребительским спросом и запускаются в массовое производство. Медовых новинок среди них – считанные единицы.
Потребление меда на душу населения в США на протяжении полувека остается на уровне 0,5 кг. Постоянно употребляют мед 50% американцев, никогда не покупают и не употребляют его 35%, и употребляют только как ингредиент готовых продуктов (кондитерских изделий, соусов, майонезов и т.д.) 15%. Просматривается тенденция сокращении объемов розничных продаж меда при росте его потребления пищевой промышленностью (%):

 

Сектор

2004 г.

2005 г.

Розничная торговля

44

40

Промышленность

41

46

Продовольственные услуги

15

14

 

В Англии мед занимает промежуточное положение в тройке наиболее популярных сладких продуктов:

 

Продукт

Объем продаж населению в 2005 г. (млн. фунтов стерлингов)

Джемы

86,08

Мед

60,91

Мармелад

53,76

 

В 70% случаев англичане употребляют мед за завтраком, намазывая его на хлеб, поливая им злаковые «хлопья», мюсли и каши, добавляя в йогурт и т.д. К истинным “фанатам” меда в Англии причисляют 10% его потребителей. В основном это люди пожилого возраста. На них приходится 50% розничных продаж меда.

В условиях роста в мире числа лиц, вынужденных соблюдать жесткую диету из-за избыточного веса, диабета, нарушения обмена веществ и других «болезней цивилизации», растет спрос на искусственные некалорийные подсластители. В этой категории насчитывается 12 продуктов.

Считается, что ХХI век будет веком стевии (Stevia ribaudiana) – многолетнего растения семейства астровых, родиной которого является Южная Америка. Содержащиеся в листьях этого растения гликозиды стевиозид и рибаудиозид в 200-300 раз слаще сахара, но имеют нулевую калорийность. Всемирная организация здравоохранения пришла к окончательному выводу о безвредности стевии в 2006 году. В настоящее время стевию выращивают на больших площадях в Аргентине, Вьетнаме, Индии, Индонезии, Камбодже, Кении, Китае (74% мирового производства стевии), Колумбии, Парагвае и других странах.

Около 40% производимых в мире экстрактов стевии потребляет Япония. В последние два года старт их применению в пищевой промышленности был дан также в США, Канаде, ЕС, Индии и других странах. Эти продукты присутствуют и на российском рынке.
Сегодня экстракты стевии уже активно конкурируют с сахаром. Наиболее четко это прослеживается в производстве безалкогольных напитков. По-видимому, со временем эти продукты начнут конкурировать и с медом в кондитерской, хлебобулочной и других секторах пищевой промышленности.

Так что конкурентов у меда становится все больше. Кто победит?
Пономарев А.С.  www.apiworld.ru

Оставить комментарий

Кликните для смены кода
Адрес Вашей электронной почты опубликован не будет.
Обязательные поля отмечены звездочкой (*).