В последние годы весьма актуальной становится проблема осеннего слета пчел, ибо это явление наносит все более ощутимый урон пчеловодству.
На сегодняшний день не существует общепринятого определения этому явлению, поэтому зачастую возникают разночтения в понимании его сути. Для однозначного толкования предлагается такое определение: осенний слет пчел — это такое явление, при котором внешне здоровая семья осенью постепенно и неконтролируемо покидает нормально подготовленное к зимовке гнездо и прекращает свое существование.
Характерными особенностями осеннего слета пчел является также то, что после слета в улье отсутствует осыпь пчел, а кормовые запасы при открытом неохраняемом летке остаются целыми. Есть предположение, что пчелы, улетая из улья, оставляют после себя химическую «метку» — своеобразный сигнал опасности.
В настоящее время не существует научно обоснованного пояснения причин осеннего слета. Среди предполагаемых причин называют такие:
1. Плохие медосборные условия в течение лета, и особенно во второй его половине.
2. Пагубное воздействие клеща Варроа и сильный всплеск его рождаемости в конце лета.
3. Вирусные и инфекционные болезни пчел.
4. Скармливание больших доз сахарного сиропа в неоптимальные сроки.
5. Наличие в семье старой матки.
6. Другие причины: старые соты в расплодном гнезде, большое количество пади и др.
Далее будет дана аргументация относительно наиболее заслуживающих внимания причин.

ПЛОХИЕ МЕДОСБОРНЫЕ УСЛОВИЯ

Для начала рассмотрим, как изменяется сила семьи, когда на протяжении лета существует нормальный взяток. Воспользуемся усредненными значениями яйценоскости ординарной матки и силы семьи в течение сезона (рис. 1).

clip_image001

Рис. 1. Усредненные значения яйценоскости матки (А) и силы семьи (Б) при нормальном медосборе

Из рисунка видно, что матка достигает своего максимума яйценоскости к середине июня. Максимальной силы семья достигнет к концу июля, а затем сила семьи начнет снижаться за счет отхода сработавшихся на взятке пчел и к середине сентября — началу октября стабилизируется на уровне силы семьи, уходящей в зиму. В зависимости от особенностей семьи и складывающихся внешних условий сила семьи может варьировать (заштрихованная часть графика Б).

При плохих медосборных условиях, когда до середины лета был слабый поддерживающий взяток, а во второй половине лета он прекратился, рассматриваемые выше показатели будут изменяться соответственно графику, представленному на рис. 2.

clip_image002

Рис. 2. Усредненные значения яйценоскости матки (А) и силы семьи (Б) при плохом медосборе

В этих условиях из-за слабого поддерживающего взятка матка в первой половине лета не сможет выйти на свой потенциальный максимум яйценоскости. После прекращения во второй половине лета взятка на естественное уменьшение яйценоскости матки накладывается снижение ее яйценоскости из-за отсутствия приноса нектара в улей. Матка резко снижает яйцекладку, а при определенных условиях может и вовсе прекратить ее (заштрихованная часть на графике А).

После прекращения поступления в улей нектара семья с середины лета перейдет на неестественное для летнего периода углеводное питание — мед. Это обстоятельство приводит к тому, что семья «включит» механизм самоспасения и начнет экономно расходовать корм из улья. Поэтому пчелы-кормилицы будут выделять меньше молочка и готовить меньше корма для личинок. Из таких личинок в дальнейшем будут рождаться недокормленные пчелы летней генерации с низким потенциалом жизнеспособности. Они неполноценны в физиологическом отношении, а потому короткоживущие.

Пчелы осенней генерации, которые в нормальной ситуации начинают нарождаться в августе, в рассматриваемом случае не рождаются вовсе или появляются в небольшом количестве. В связи с прекращением яйцекладки маткой к началу июля последняя пчела текущего сезона народится через 21 день после этого, то есть не позже 20—25 июля. Если же яйцекладка в июле еще будет идти низким темпом, то пчелы осенней генерации родятся в небольшом количестве и будут плохо подготовлены к зиме.

В результате в такой семье, идущей в зиму, совсем не будет долгоживущих пчел осенней генерации, а останутся только пчелы летней генерации с низким потенциалом жизнеспособности. И хотя эти пчелы не участвовали ни в переработке нектара, ни в выращивании расплода и, казалось бы, должны были прожить долго (до весны), однако этого не произойдет вследствие вышеназванных причин. Большинство этих пчел проживет всего 90—100 дней и при наличии других условий, о которых будет сказано дальше, к середине октября просто уйдет из улья и погибнет, то есть «слетит». При других условиях эти пчелы смогут уйти в зиму (заштрихованная часть на рис. 2), однако перспективы благополучной зимовки у такой семьи будут весьма невысокими.

Одна из причин этих негативных явлений состоит в том, что если пчелиная семья в активном состоянии вынуждена при температуре окружающей среды выше 8 °С потреблять только мед, то она погибнет примерно за 90 дней, если раньше не отроится или полностью не слетит. Это объясняется тем, что пчелосемья, использующая в этот период в качестве пищи мед, теряет способность к своей регенерации и не может восстанавливаться. Все вышеизложенное происходит незаметно для пчеловода, а хорошо видимые внешние проявления неблагополучия такой семьи появляются через 20—25 дней после начала безвзяточного периода, когда начнет исчезать закрытый расплод.

Теперь еще один аспект рассматриваемой ситуации. Известно, что в случае прекращения яйцекладки плодная матка уменьшает выделение так называемого маточного вещества, которое является своеобразным «цементирующим раствором», сохраняющим целостность и гармоническое единство пчелиной семьи. Уменьшение выделения маточного вещества характерно для старых (старше 2 лет) маток.

Вот что в связи с этим писал Ф. Руттнер (1981): «В нормальной пчелиной семье господствует напряженное состояние равновесия между влиянием матки и рабочих пчел… Только в этом состоянии равновесия пчелиная семья проявляется в своей гармонической совокупности как единый организм с разделением отдельных функций. В этой сверхиндивидуальной целостности существует матка как источник маточного вещества, центральный пункт притяжения всей семьи, являющаяся одновременно и продуцентом яиц, из которых рабочие пчелы выращивают потомство. Рабочие пчелы, функционально стерильные благодаря присутствию матки, с большой интенсивностью выполняют все работы, соответствующие их физиологическому состоянию и потребностям семьи». Далее Ф. Руттнер обращает внимание на то, что «…когда исходящий от матки сигнал (в виде маточного вещества. — К. В.) ослабевает или исчезает совсем, происходит смещение состояния равновесия в пчелиной семье в пользу рабочих пчел».

Применительно к нашей ситуации это будет означать следующее:

- рабочие пчелы начнут превращаться в анатомических трутовок;

- пчелы не смогут заложить свищевые маточники, так как яиц и молодых личинок уже не будет;

- совместное существование во время активного сезона матки, которая не выделяет маточного вещества или выделяет его очень мало, и пчел-трутовок приведет к их антагонистическому противостоянию, результатом которого при определенных условиях может стать уничтожение матки или изгнание ее из улья (особенно если это старая матка).

Если же матка в такой семье и останется, то все равно вследствие перечисленных выше причин семья потеряет свое индивидуальное единство. А такая семья во время активного сезона долго существовать не сможет — она или превратится в трутовку, или, что чаще всего бывает, постепенно и незаметно разлетится, то есть слетит. Часть пчел при этом просто погибнет, а часть может перелететь в другие семьи с хорошими матками.

Перейдем к анализу следующей возможной причины осеннего слета пчел.

ПАГУБНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ КЛЕЩА ВАРРОА
Клещ Варроа является «универсальным» вредителем широкого спектра негативного воздействия на пчел. Это связано, во-первых, с тем обстоятельством, что клещ выпивает у пчелы определенное количество гемолимфы, чем ослабляет иммунную систему пчелы и ее физиологическое состояние. Ослабленная пчела с пониженным иммунитетом становится восприимчивой к различным болезням и живет меньше, чем здоровая. Во-вторых, клещ является непосредственным переносчиком возбудителей болезней не только от пчелы к пчеле, но и от семьи к семье (летом).
Эти факторы, безусловно, оказывают свое негативное воздействие на семьи, что становится особенно заметно к концу сезона. В этот период в силу биологических особенностей развития популяции клеща его количество в семьях резко увеличивается. Причем основное его количество локализуется на пчелах, поскольку расплода в семьях становится все меньше и меньше.
При определенных обстоятельствах клещу вполне «по силам» так ослабить отдельные семьи, что к октябрю—ноябрю они перестанут существовать (слетят). Подобная ситуация может быть обусловлена и неграмотными действиями пчеловода, который несвоевременно (поздно) обработал пчел лекарством от клеща.
Во избежание осеннего слета пчел по этой причине обработку их от варроатоза надо проводить сразу же после последней откачки меда. Причем не надо обращать внимания на наличие расплода (как писали раньше в инструкциях). Лучше всего в этом случае поставить в семьи полоски байваррола, варроатома, апистана или другого препарата.
Такой прием позволит сбросить с пчел, которые будут идти в зиму, максимальное количество клеща. При соответствующем питании такие пчелы смогут качественно подготовить свой организм к длительной зимовке и вряд ли слетят.
ВИРУСНЫЕ И ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ ПЧЕЛ
Среди болезней, которые могут быть причиной слета пчел осенью, чаще всего называют такие, как вирус деформации крыла и меланоз.
В отдельных семьях вирус может приводить к их резкому ослаблению и даже массовой гибели пчел. Но в этом случае, как правило, наличие болезни можно обнаружить по клиническим ее проявлениям (погибшие пчелы с характерными причинами заболевания).
Инфекционная болезнь маток меланоз характеризуется прекращением яйцекладки и гибелью матки. К чему приводит прекращение яйцекладки матки, мы уже подробно рассказали выше.
СКАРМЛИВАНИЕ БОЛЬШИХ ДОЗ САХАРНОГО СИРОПА В НЕОПТИМАЛЬНЫЕ СРОКИ
В природе существуют растения (кипрей, мордовник, подсолнух и др.), которые выделяют нектар, полностью или почти полностью состоящий из раствора одной сахарозы. Поэтому, с точки зрения происходящих при этом биохимических процессов, для пчелиной семьи переработка сахарного сиропа практически ничем не отличается от переработки нектара.
Следовательно, вполне допустимо рассматривать переработку пчелами сахарного сиропа не как какую-то особую форму их поведения, а как обычную их работу на позднем медосборе. Более того, при переработке сахарного сиропа пчелиная семья будет изнашиваться меньше, чем при переработке одинакового количества нектара, поскольку последний надо еще доставлять в улей, а сироп уже находится в кормушке улья.
В обычной медосборной ситуации (при среднем взятке в 1—2 кг) объемы приносимого в улей нектара и скармливаемого сиропа соизмеримы. При сильном же медосборе (более 4—5 кг в сутки) пчелам приходится перерабатывать такое количество нектара, которое сопоставимо с той дозой сиропа, которую мы обычно даем им на протяжении 2—3 суток.
Учитывая приведенную информацию, можно сказать, что при переработке любого исходного продукта пчелы будут изнашиваться. Степень этого износа будет определяться в основном темпом поступления перерабатываемого продукта и его суммарным объемом. На степень износа пчел влияют также необходимость осуществления полета за взятком или отсутствие такой необходимости, а также складывающиеся внешние условия (наличие пыльцы в природе, внешние температуры, ветер и пр.).
Следовательно, можно утверждать, что сама по себе переработка больших доз сахарного сиропа не может стать непосредственной причиной осеннего слета пчел.
О СРОКАХ ПЕРЕРАБОТКИ
Сроки скармливания сахарного сиропа сильно влияют на уровень инверсии (расщепления) сахарозы, а, следовательно, на качество сахарного меда, сроки его созревания, запечатывания и, в конечном счете, на результаты зимовки.
В зависимости от сроков осенней подкормки заниматься переработкой сиропа будет или отходящее поколение летних пчел (при ранней подкормке), или пчелы осенней генерации, готовящиеся к зимовке (при поздней подкормке). Последний вариант, безусловно, нежелателен, поскольку осенние пчелы вынуждены будут расходовать значительную часть своих резервных веществ, запасенных на зиму. Если же ко всему прочему этим пчелам придется перерабатывать в поздние сроки еще и большие объемы сахарного сиропа, то при наличии других неблагоприятных факторов это может вызвать слет (гибель) пчел.
НАЛИЧИЕ В СЕМЬЕ СТАРОЙ МАТКИ
Достоверно установлено, что матки старше двух лет осенью откладывают яиц почти в 2,5 раза меньше, чем однолетние, и на две недели раньше прекращают яйцекладку. Следовательно, такая семья не способна нарастить оптимально достаточную силу для качественной зимовки.
Известно, что после прекращения яйцекладки матка уменьшает выделение маточного вещества, которого старая матка и без того выделяет меньше, чем молодая. Отсутствие в семье достаточного количества маточного вещества, «цементирующего» семью в единый цельный организм, негативно сказывается на готовящуюся к зимовке семью. В семье могут появляться анатомические пчелы-трутовки, а между ними и маткой может возникнуть противоречие. Такая «конфликтная» семья обладает низкой жизнеспособностью.
Но негативное влияние старой матки на семью закладывалось еще летом. Из-за того что у старой матки снижается доля откладываемых ею оплодотворенных яиц, в семье уменьшается число выводимых пчелиных особей и увеличивается число трутней, а это приводит к увеличению уровня заклещенности таких семей, поскольку самки клеща предпочитают откладывать яйца в трутневые ячейки.
Суммируя все сказанное, можно прийти к заключению, что вероятность осеннего слета семьи со старой маткой выше, чем семьи с молодой маткой.
ДРУГИЕ ПРИЧИНЫ
Старые соты в расплодном гнезде, безусловно, являются фактором негативного воздействия на семью.
В естественных гнездах (дуплах) семья реагирует на старое гнездо летним роением. В улье же, где в жизнь пчел вмешивается пчеловод, старые соты могут быть поводом для осеннего слета только при наличии других, более веских, причин.
Большое количество пади. Общеизвестно негативное влияние падевого меда на пчел, особенно зимой. При потреблении большого количества пади у пчел возникает незаразная болезнь — падевый токсикоз. Как правило, симптомы этой болезни (понос, увеличенное брюшко, гибель расплода и маток) появляются почти во всех семьях и могут быть диагностированы визуально.
Безусловно, такое явление никак нельзя назвать осенним слетом. Однако следует обратить внимание на то, что при небольшом поступлении пади в семьи (когда клинические проявления болезни не фиксируются) негативное воздействие ее на развитие семей иногда происходит латентно (скрыто). Результатом такого действия может быть снижение продолжительности жизни пчел и постепенное ослабление семей. А это уже и будет тот фактор, который может способствовать осеннему слету пчел.
Заканчивая разговор об осеннем слете, можно сказать, что, скорее всего, это явление вызывается не одной причиной, а комплексом взаимосвязанных случайных причин. Неблагоприятное стечение обстоятельств, дающее возможность проявиться части из них, может привести к осеннему слету отдельных семей. В тех же семьях, где этого не происходит, слета пчел не будет.

Оставить комментарий

Кликните для смены кода
Адрес Вашей электронной почты опубликован не будет.
Обязательные поля отмечены звездочкой (*).