НЕ ПОКУПАЮ ПЛОДНЫХ МАТОК

Не имея возможности приобретения плодных маток можно обходиться своими силами. Пре­жде всего, необходимо провести деление сильных семей, в гнезде которых насчитывается до восьми рамок с расплодом. Деление семьи, не имеющей такого количества расплода, не дает ожидаемого эффекта ни в развитии пчелосемьи, ни в увеличении выхода товарного меда.

Разделительные перегородки с летком могут быть как сплошными, так и с элементом ганемановской решетки (половина общей площади разделительной перегородки). Замена очень про­ста. Вынимают часть сплошной перегородки и заменяют ее на совпадающую по размерам ганемановскую решетку. Сама перегородка в ее сплошном варианте делается по возможности без щелей. Такая разделительная перегородка дает возможность делить семью, не контролируя количество пчел в разделенных корпусах. Контроль только в отношении наличия матки и рамки с рас­плодом в одном из корпусов. В улье, разделенном таким образом, распределение произойдет само не по количеству пчел, а по необходимости их присутствия, по их выполняемой работе в данных корпусах. Такое деление не снизит яйцекладку, а наоборот, резко повысит ее, так как в корпусе улья, где находится матка, всего одна рамка с расплодом, остальные свободны.

Через 4-5 дней в разделительной перегородке данного улья производят замену ганемановской решетки на сплошную перегородку. Такой срок исключает возможность закладки в без­маточном корпусе свищевых маточников или снижает ее до минимума. Еще через 2 дня после формирования сплошной перегородки и проверки на наличие свищевых маточников, ставят за­печатанный маточник (лучше два), взятый из семьи-воспитательницы.

Семью-воспитательницу формируют на базе сильной, высокопродуктивной семьи прошлого сезона, вышедшей из зимовки с хорошими показателями и имеющую 8 рамок с расплодом. Че­рез 2 дня после постановки сплошной части перегородки из корпуса улья, где находится матка, вынимают рамку с однодневным расплодом (если есть — две) и обрезают непригодные нижние части сота. Далее острым ножом делают подрезку нижней части сотов, в которых находятся яйца, удалив ⅔ высоты, и ставят их в безматочный корпус. Такие действия обеспечивают прием яиц пчелами на воспитание и закладку некоторого количества маточников, почти не отличающихся от роевых. Для закладки их в большем количестве операцию с подрезкой сота через 2—3 дня можно повторить. Если по какой-то причине не удалось сформировать семью-воспитательницу, опера­цию с подрезкой сота с однодневным расплодом можно провести во всех разделенных семьях. В период ожидания выхода маток сформированные без маток семьи можно подсилить незапеча­танным расплодом из этих же ульев.

Описанные выше операции проводят в такие сроки, чтобы матки в сформированных отвод­ках начали яйцекладку за 41 день до начала главного взятка. При наличии необходимого запаса меда в маломедных рамках, оставленных с прошлого года, подкормку семей не производят. Когда в корпусе со старой маткой расплодная часть достигает восьми рамок, в перегородках делают заме­ну сплошной сменной части перегородки на ганемановскую. Одной – двумя рамками с расплодом, взятыми из расплодной части улья со старой маткой, подсиливают семью с молодой маткой. Через 3—4 дня корпуса со старыми матками проверяют на наличие в них 1—2-дневного расплода. Старую матку (прожившую более двух сезонов) пчелы могут ликвидировать, если у нее яйцекладка намного ниже, чем у молодой. В семье пчел с прошлогодней и молодой маткой такого явления не наблюда­ется. При содержании пчел в семьях с двумя матками, разделенных перегородкой с элементом ганемановской решетки, не было случая роения.

При наступлении времени главного взятка, когда лет пчел увеличивается, а также нарастает вес контрольного улья, разделенные перегородками семьи соединяют. К этому времени в ульях в основном запечатанный расплод и большое количество пчел. Отсутствует роевое настроение. Если в расширенном третьим корпусом улье много незапечатанного расплода, то им подсилива­ют более слабые семьи. При соединении семьи самостоятельно выбирают матку, оставляя, как правило, молодую.

Описанная технология применима к сильным семьям. При делении семьи пчелы самостоятельно распределяются по корпусам. Не происходит снижения яйцекладки старой маткой. Если за 41 день до начала медосбора (в крайнем случае, минус десять дней), не удалось вывести молодую матку, и она не начала закладывать расплод, надо вернуть семьи в первоначальное состояние, то есть соединить. В противном случае к медосбору не будет ожидаемого количества пчел. Поздно вышедшая молодая матка создаст для пчел проблему выращивания молодого расплода.

Если к началу главного медосбора не удалось нарастить пчелиные семьи до необходимой силы, сложившееся положение можно поправить простым приемом. Условно разделить пасеку на две части, на более сильные и слабые семьи. За 8—10 дней до начала медосбора из слабых семей весь запечатанный расплод перенести более сильным семьям, доведя его количество до 12—14 рамок. В ослабленной семье пчелы меда не принесут, матки заложат много свежего расплода, и пчелы займутся его воспитанием. Подсиленные таким образом семьи к началу медосбора наберут силу медовиков и в медосбор соберут больше меда, чем собрали бы в первоначальном состоянии. Семьи, из которых был взят расплод, к осеннему взятку наберут необходимую силу, обеспечат себя кор­мом и дадут товарный мед.

С. Битов

 

СМЕНА МАТОК БЕЗ СНИЖЕНИЯ МЕДОСБОРА И С СОХРАНЕНИЕМ ГЕНОФОНДА

Для успешного ведения хозяйства необходимо ежегодно менять половину или всех маток. Без такой смены пасека не может быть доходной, ибо семьи со старыми матками плохо растут, мало собирают меда и зимой бывает большой отход маток.

Смена старых маток — один из самых спорных вопросов пчеловодства. Из многочислен­ных способов чаще всего рекомендуют для смены старых маток выводить искусственным пу­тем маток от семьи-рекордистки. Полученных молодых маток или печатные маточники поме­щают в нуклеусы для спаривания с трутнями. После спаривания матки и начала откладки яиц ее используют для замены старой. В семье, где надо сменить матку, ее убирают и, когда семья почувствует сиротство, ей подсаживают молодую из нуклеуса. Таким путем сменять старых маток и повышать продуктивность пчелиных семей рекомендуют все учебники, инструкции. Но опытные пчеловоды наотрез отказываются пользоваться таким способом смены матки. В чем же дело?

Самая главная причина, которая сразу бросается в глаза, трудоемкость получения плодных маток искусственным путем.

Вторая причина – их трудно подсаживать.

Третья причина – в год подсадки чужой матки семья резко снижает медосбор.

На четвертую причину редко кто обращает внимание, но установлено, что матка в чужой семье снижает яйценоскость.

Кроме того, если пчеловод на пасеке добросовестно получит от семьи-рекордистки плодных маток и успешно их подсадит всем семьям в расчете на то, что все они после этого будут рекордистками, то скоро выяснится, что рекордистками они не станут. Жизнь это уже доказала. А вот гено­фонд пасеки будет нарушен. Так как все матки пасеки происходят от одной семьи-рекордистки, то и все их семьи становятся родственниками. В этом случае уже на второй год придется пчеловоду думать о том, как спасти пасеку от инбридинга. Все это и отпугивает опытных пчеловодов, которые отказываются применять такой способ смены маток.

Нами разработан и неоднократно испытан способ смены маток не только без потерь товарно­го меда, а наоборот, повышающий медосбор в год смены матки. Этот способ резко снижает ройливость семей и обеспечивает борьбу с варроатозом.

Техника выполнения этой работы проста и доступна любому пчеловоду.

После окончания взятка приступают к смене старых маток на молодых. Каждая пчелиная се­мья сама себе выводит свою матку. Для стопроцентной гарантии сохранения семьи и генофонда па­секи от каждой семьи делают отводок — резерв. Семьи осматривают и забирают у них лишний мед, оставляя в гнезде по 15—20 кг свежего меда. Из семьи для смены матки берут одну рамку в отводок со свежим медом, пергой и сидящими на рамке пчелами. Эту рамку помещают в чистый улей (отводок), затем из семьи берут две рамки с печатным расплодом и сидящими пчелами и ставят рядом с рамкой с медом. Рядом с рамками расплода ставят рамку суши, три рамки с вощиной и еще рамку суши, то есть собирают гнездо на 8 рамок (можно и на 6). Затем стряхивают пчел еще с двух рамок. Находят матку и пускают ее между рамками с расплодом. Летки в отводке закрыты, пчел держат “в заключение” до следующего дня. На следующий день в 12 или 14 часов леток в отводке открывают на ширину в 1 см. Пчелы начнут облетываться, большая часть летных вернется домой на старое мес­то. Но некоторое количество пчел останется с маткой. Этого достаточно, чтобы отводок не страдал от жажды, а через два дня молодые пчелы примут на себя обязанности летных.

Чтобы отводок избавить от варроатоза, его через два дня после формирования обрабатывают терми­чески или щавелевой кислотой; через 10 дней обработку надо будет повторить.

Для вывода полноценной матки на четвертый или пятый день в семье уничтожают все маточники, за исключением одного в центре гнезда, в верхней части рамки. В маточнике должно быть много молочка и маленькая личинка. Через три дня семью осматривают вторично, и если обнаруживается, что пчелы заложили новые маточники, их надо ликвидировать, чтобы семья не роилась.

Мы в своей работе со среднерусскими пчелами оставляли не один маточник, а четыре, чтобы пчелы из них выбрали лучшую будущую матку. Если такая семья роилась, то ее выбраковывали как ройливую.

Через 21 день после отъема матки в семье не будет расплода, и все самки клеща переберутся на взрослых пчел. В это время пчел надо обработать термически, попутно забрать мед из гнезда, а вместо него поместить рамки с сушью и вощиной. Семью можно обработать также двухпроцентным раствором или дымом щавелевой кислоты.

В. Кашковский

 

О КАЧЕСТВЕ СВИЩЕВЫХ И ИСКУССТВЕННО ВЫВЕДЕННЫХ МАТОК

Профессор Г. А. Кожевников, подробно изучая анатомию пчелиных маток, установил, что качество свищевых и роевых маток (масса тела и число яйцевых трубочек) одинаковое. Эти исследования легли в основу искусственного выведения маток.

Питомники выводят свищевых маток, которых у нас принято называть искусственно вы­веденными. Для этого сначала готовят семью-воспитательницу: отбирают у нее матку, засев и открытый расплод. Такой семье дают личинок рабочих пчел однодневного возраста из семьи- рекордистки (яйца семья-воспитательница плохо принимает). Личинки должны находиться в пчелиных ячейках, приклеенных на деревянные брусочки или клинышки (способ Цандера, Ганневича и др.), или в искусственных мисочках. Если у семьи-воспитательницы будет только отнята матка, но сохранен засев и открытый расплод, пчелы выбросят чужих личинок и заложат свищевые маточники с яйцами и личинками своей матки. Своих личинок они лучше и охотнее кормят, чем чужих.

В погоне за ранними матками питомники начинают выводить их весной в безвзяточное время, максимально загружая семью их воспитанием. Такие матки, как правило, бывают мелкими, с низ­кой яйценоскостью и недолговечными.

Чтобы выяснить, какие матки лучше — роевые, свищевые или искусственно выведенные, в конце мая были сделаны отводки, куда подсадили искусственно выведенных карпатских маток, полученных из питомника. Когда семьи с этими матками достигли нормальной силы, а это совпадало с началом главного взятка, маток отняли, предоставив возможность семьям вывести себе свищевых маток. Новых маток снова отняли. На этот раз маток воспитывали только летные пче­лы, оставшиеся в семье в конце главного взятка. Таким образом, за один сезон было получено три поколения маток. Первые (матери) выведены искусственным путем в питомнике, а дочери и внучки — свищевые.

Свищевые матки, выведенные в своих семьях во время главного взятка, оказались крупнее своих матерей, полученных искусственно. Это говорит о том, что пчелы о яйцах и личинках своей семьи заботятся лучше.

Во втором опыте снова были использованы матки, выведенные искусственно в питомнике Средней Азии. В семи опытных семьях матки в начале главного взятка были изъяты, и пчелы вы­вели вместо них свищевых. Сезон был дождливым и холодным, поэтому маток-внучек получить не удалось.

Разница в роевой массе роевых и свищевых маток статистически недостоверна. Одна­ко яйценоскость свищевых маток намного выше, чем роевых. Качество расплода у свище­вых маток было лучше и его больше, чем в семьях с роевыми матками.

Масса роевых и свищевых маток в начале яйцекладки фактически одинакова. Сущест­венна только разница между максимальной и минимальной массами: у роевых — 85 мг, у сви­щевых — только 48. Следовательно, у свищевых маток выравненность лучше, чем у роевых, что отражается на продуктивности семей. Роевые матки могут быть хорошими и плохими, поэто­му их семьи получаются разной силы, что усложняет уход за ними. Работать с семьями, у кото­рых свищевые матки, удобнее.

Наблюдения в течение 4 лет в степной зоне за продуктивностью семей пчел среднерусской породы с роевыми, самосменными и свищевыми матками, выведенными во время главного взятка, показали, что матки тихой смены и матки свищевые не уступали по качеству роевым.

Наблюдения в течение 5 лет в лесостепной зоне Кемеровской области показали, что продуктивность пчелиных семей со свищевыми и роевыми матками в условиях лесостепи можно считать одинаковой.

В Западной Сибири конец июня и июль — наиболее благоприятное время для вывода и сме­ны маток. В это время пчелиные семьи достигают максимальной силы, в улей постоянно поступают нектар и пыльца, нет резких температурных колебаний. Все это обеспечивает наилучшие условия для вывода самых крупных маток и пчел. Такие условия при выводе маток искусственным путем в питомнике создать почти невозможно. Поэтому искусственно выведенные матки (фактически свищевые) по качеству хуже, чем свищевые матки, выведенные в своей семье.

Чтобы получать полноценных маток любого происхождения, необходим целый ряд условий. К их числу относятся:

  1. Выведение маток в сильной семье.
  2. Сохранение биологической целостности пчелиной семьи. В сильной, биологически целостной семье рождаются крупные полноценные матки. Если в аналогичной по силе семье применяли подсиливание, то матки рождались на 30 мг легче Число яйцевых трубочек у маток, воспитанных в семье с нарушением биоло­гической целостности (сборная), —185,1 ± 7,3, с сохранением биологической целостности (цельная) — 207,6 ± 7,4. В каждой группе исследовали по 200 маток.
  3. Наличие в природе взятка. Если во время вывода матки пчелы приносят нектар и пыльцу, то матки рождаются крупными, без взятка — мелкими.
  4. Благоприятная наружная температура воздуха. При устойчивой теплой погоде рождаются отличные матки, при переменной — удовлетворительные, при низкой температуре — чаще всего бракованные.
  5. Наличие открытого расплода. Когда в семье есть открытый расплод, пчелы лучше кормят маточных личинок и из них развиваются матки высокого качества. Без открытого расплода (например, в семьях-воспитательницах при искусственном выводе) матки получаются мелкими.
  6. Количество воспитываемых в семье маток. Чем больше маток воспитывает семья, тем хуже их качество.

В. Кашковский

 

О ВЫВОДЕ МАТОК

Пчелиных маток по происхождению подразделяют на маток тихой смены, роевых, свище­вых и выведенных искусственно. Каждому пасечнику это хорошо известно. Матки тихой смены выводятся в любое время весенне-летнего периода, когда в семье имеется плодная матка, которая по какой-либо причине не устраивает пчелиное сообщество и пчелы решают ее заменить. Роевые матки выводятся в улье в роевой период. Свищевые появляются в любое время, если в семье име­ется молодой открытый расплод и внезапно исчезает старая матка. Искусственно выведенными считают маток, получаемых при активном вмешательстве человека.

Как пчеловода-практика меня всегда волновали вопросы получения высококачественных пчелиных маток. Шесть лет назад начал заниматься опытничеством в пчеловодстве, желая выяс­нить условия и факторы, определяющие качество маток. За это время освоил почти все способы и приемы матководства от простейшего подрезания сота с молодым расплодом и постановкой его в обезматоченную семью до выращивания молодых маток с двойным переносом личинок и формированием маточных семей, семей-воспитательниц и отцовских семей. Применял при этом как классические методики и приемы, так и оригинальные, а их огромное множество. Ос­воил джентерский сот и его модификации, что мне наиболее по душе. Ежегодно 5-6 семей моей пасеки находятся в условиях эксперимента, где я проверяю правильность как собственных раз­работок и выводов, так и предложений моих коллег-пчеловодов, почерпнутых из периодической печати по пчеловодству.

Надо признать, что качество пчелиных маток, выведенных искусственно, довольно невысо­кое. А качество маток, выведенных на промышленных пасеках для реализации в больших объ­емах, совершенно не поддается критике. Пусть на меня не обижаются пчеловоды таких пасек, может быть, они и стараются, но мы получаем негодный материал. Пометьте покупную матку перед подсадкой ее в улей, а затем понаблюдайте, сколько времени пройдет до ее тихой смены — и вам все станет ясно.

Выращивание свищевых маток

Природа-матушка наделила наших пчел удивительной способностью выращивать себе новую матку из обыкновенной пчелиной личинки, чем они и пользуются в случае необходимости.

Представим себе, что пчеловод начинает проводить осмотр и вдруг своими неосторожны­ми действиями убивает матку, не заметив этого. Уже через 20-40 минут, а то и раньше, пчелы обнаруживают это. Доселе целостный пчелиный организм приходит в неописуемый ужас и распадается на составляющие. Прекращаются все работы, начинается поиск “королевы” улья, и такое состояние может продлиться от нескольких часов до суток. Затем пчелы приступают к поиску подходящих личинок и закладывают на них свищевые маточники. Кажется, что все в порядке. Но нет. Пчелиная семья ощущает смертельную угрозу своему существованию. Те­ряет способность безошибочно определять качество личинок для вывода маток. Поэтому они вынуждены закладывать несколько десятков маточников, в надежде позднее выбрать из мно­жества качественную. Но обычно им этого сделать не удается. Все выведенные свищевые матки не могут быть полноценными из-за перенесенных на первоначальном этапе биохимических изменений. Вероятно, таким изменениям подвергаются и эмбрионы, находящиеся в отложен­ных яйцах.

Пчеловоды, занимающиеся постоянно на своих пасеках заменой старых маток свищевы­ми, могут мне возразить, что матки у них выводятся качественные и высокопродуктивные. Не обольщайтесь! Свищевые матки у вас никудышные и при первой возможности пчелы их за­меняют путем тихой смены. А чтобы убедиться в этом, пометьте своих маток и понаблюдай­те за ними. Мой опыт говорит, что до 85 % свищевых маток пчелы заменяют в первый сезон, а остальных, если семья перезимует, — не позднее мая следующего года. Заменив матку путем тихой смены в мае, семья уже не приходит в роевое состояние, и если пчеловод этого не заме­тил, то считает семью неройливой и часто зачисляет ее в племенные, что приводит к ошибкам в селекционном процессе.

Искусственный вывод маток

Я считаю маток, выведенных искусственно, теми же свищевыми, а по некоторым показателям и худшими.

Представляю, какое негодование я вызвал этими словами у наших “промышленников-матководов и ученых-исследователей”! Как это так, во всем мире приемы искусственного вывода маток считаются прогрессивными, а какой-то “пчеловодишка-самоучка” позволяет себе такие выводы. А почему бы и не позволить? Кто-то же должен сомневаться в правильности догм и постулатов.

Рассмотрим классическую схему вывода маток с двойным переносом личинок и воспитанием их в семье-воспитательнице.

У нас подготовлены отцовская, материнская семьи и семья-воспитательница, это – аксиома. Поэтому считаю возможным не останавливаться подробно на их формировании. Но сразу отмечу, что именно эта предварительная подготовка и является основным фактором, позволяющим нам получить маток несколько лучшего качества, чем свищевые.

Дальнейшие наши действия, кроме вреда будущим хозяйкам ульев, ничего не приносят. Отку­да берем материал для прививки? Каждый скажет: конечно, из материнской семьи, и будет совер­шенно прав. На рассматриваемый момент материнская семья находится в состоянии роста, идет усиленное накопление рабочих пчел, матка работает на пределе биологических возможностей, еже­суточно откладывает более двух тысяч мелких яиц. Подчеркиваю, мелких яиц, из которых должны появиться мелкие рабочие пчелы, с коротким периодом жизни, но способные совершать интенсив­ные полеты за взятком в период приближающегося главного медосбора. Вот из этих яиц мы и берем личинок для вывода маток. Берем то, что ни в коей мере не предназначалось для вывода маток. Вот вам и первый минус. Если дать матке полный сот в изолятор, она как работала, так и будет работать, качество яиц не изменится.

Второй минус. В целях максимального приема личинок на воспитание из семьи-воспитательницы рекомендуется убирать матку, и даже печатный расплод, не говоря уже об открытом. Убра­ли—и снова создали стресс. Кроме того, на воспитание помещаем личинок из другой семьи, име­ющих признаки, совершенно отличные от признаков родных личинок. Состав маточного молочка в мисочках не соответствует возрасту привитых личинок. При переносе личинок не исключены травмы, которых мы просто не в состоянии заметить. Все это создает ужё суперстресс, под воз­действием которого пчелы, борясь за существование, вынуждены выращивать себе маток из того, что мы им предоставили. Сам собою напрашивается вопрос: будут ли выращенные при таких условиях пчелиные матки качественными?

Бесспорно, существует множество приемов и методик искусственного вывода пчелиных маток, существенно отличающихся друг от друга, более щадящих или менее щадящих. Но если работа проводится с отбором открытого расплода и старой матки, итог ее почти одина­ков. Матки выводятся низкого качества, которые почти на 100 % будут заменены на маток тихой смены.

Роевые матки

Сразу отмечу, что роевые матки по праву считаются лучшими. Мои оппоненты сейчас яростно бросятся возражать, напомнив и о гене ройливости, и об огромных убытках от роения и прочее.

Высокое качество роевых маток обусловлено их плановым выводом и планы эти составляет не человек, а сами обитательницы улья, исходя из своего природного предназначения. При выводе роевых маток в семье отсутствует фактор борьбы за существование и фактор страха и ужаса. Приро­да не любит излишеств, поэтому и маточников в роевой семье бывает десяток, полтора (я говорю о пчелах среднерусской популяции). Да и верно, зачем лишняя трата сил и энергии, если пчелиная семья беременна нормальной беременностью. Ведь задача состоит в том, чтобы получить новые семьи-рои с матками и оставить молодую матку в родном гнезде.

На своей пасеке я ежегодно заменяю всех пчелиных маток весной и для их получения использую принцип подконтрольного роения племенных семей, которых готовлю еще с осени предыдущего года. Должен отметить, что ежегодная замена маток, на мой взгляд, не совсем верный прием в пчеловодстве. Давайте поставим вопрос, почему не приходят в роевое состояние семьи с сеголетними матками, и попытаемся на него ответить.

Наука объясняет это огромной жизненной энергией молодой матки, ее способностью откладывать большое количество яиц и тем самым загружать рабочих пчел работой по воспитанию расплода. Хорошо, ограничим гнездо, уменьшив количество сотов, так чтобы в улье стало тесно и молодой матке некуда стало бы откладывать яйца. Придет семья в роевое состояние? Да нет, пчелы просто начнут бездельничать, в крайнем случае, просто слетят, но о роении даже и не помыслят.

Теперь давайте из этого гнезда удалим молодую матку и подсадим плодную двулетнюю. Что мы увидим? А увидим немедленную закладку роевых маточников. Значит, дело не в энергии молодой матки, а в том, что пчелы такую матку считают не совсем полноценной, и доверить ей судьбу роя не могут. Матка для роя должна возмужать.

Мой личный опыт говорит, что семьи с двухлетними матками продуктивнее и жизнеспособнее, но пока я работаю в сфере производства, приходится ежегодно менять маток, чтобы не до­пустить самопроизвольного роения.

Обычно от одной племенной семьи использую не более 10 маточников, и, исходя из этого расчета, определяю количество племенных семей. А в прошлом году мои племенные семьи заложили по 6 — 8 маточников, но зато каких: крупные, ровные – загляденье. Вышедшие из них матки тоже не подкачали.

Матки тихой смены

Самого высокого качества выводятся матки тихой смены. Это и объяснимо, пчелы при­нимают решение о замене своей матки заблаговременно. Семья находится в спокойствии и нормальном состоянии, старая матка еще плодотворно трудится и острого беспокойства за свое будущее семья не испытывает. Но тревожные симптомы уже имеются, пора подумать о будущем, так как старая матка перестает удовлетворять потребностям пчелиного сообщества. Закладывается один — два, редко три маточника. Стоит обратить внимание на количество зало­женных маточников. Если при выводе свищевых маток маточников бывает несколько десятков, при искусственном выводе — столько, сколько мы даем, роевых — около двух десятков, то здесь — один, два. Вот вам и все объяснение.

Семья имеет возможность с высочайшим качеством проводить выращивание своих родоначальниц, после их вывода провести отбор лучшей, дождаться ее продуктивной работы и толь­ко потом убрать из гнезда старую матку. Следует учитывать, что старая матка перед выходом молодой гнезда не покидает, как это происходит при роении. При тихой смене неоднократно отмечалась одновременная работа двух маток на одном соте. Дальнейшие наблюдения за матками тихой смены подтверждают их высокое качество. На своей пасеке планирую, начиная со следующего сезона, проводить вывод маток для собственных нужд, в основном, путем имита­ции тихой смены.

* * *

Интенсивный вывод маток по стрессовым технологиям и их широкое применение на протяжении последнего полувека не улучшает хозяйственно полезные параметры наших пчел. Прежде всего, необходимо задуматься о поднятой проблеме матководов, выводящих маток искусственно. Насколько возможно изменить существующие технологии и приемы на бесстрес­совые для пчел. И еще одна проблема — возрастающая всеобщая метизация пчел на территории России, из-за неразумного завоза пчел из разных регионов.

Б. Павлов

 

НЕДОСТАТКИ ДВУХМАТОЧНОГО СОДЕРЖАНИЯ ПЧЕЛ

Метод двухматочного содержания известен пчеловодам более века, но широкого распространения до настоящего времени не получил. Сложность двухматочного содержания пчел заключается в объединении двух семей. Сложно подобрать две одинаковые семьи и поместить их в многокорпус­ный улей или лежак. Они все равно окажутся в неодинаковых условиях.

Возьмем многокорпусный улей, где одна семья внизу, а другая через две разделительные решетки сверху. В верхней части теплее, и миграция происходит снизу вверх, что может привести вер­хнюю семью к роению. Нижняя же развиваться не будет.

Такое же положение может быть, если пчел разместить в лежаке. При ориентировании лет­ка на восток, одна семья окажется с северной стороны, а другая с южной, то есть одна из семей будет находиться в более благоприятных условиях, а возможность миграции второй семьи к наиболее комфортной стороне улья будет исключена. При этом они могут убить одну из маток, что бывает очень часто.

Сторонники двухматочной системы утверждают, что в таком улье больше яиц, расплода и пчел, чем в двух однокорпусных ульях. Можно возразить: допустим, в двухсемейном улье не будет мигра­ции пчел от одной семьи к другой, живы две матки, не будет роения, то есть в улье все нормально. Каждая семья имеет свой естественный цикл развития. Такие же процессы проходят и в двух одноматочных ульях. Так почему же тогда в двухматочном должно быть пчел больше, а в двух одноматочных — меньше?

Цикл развития пчелиной семьи известен, пик наибольшей откладки яиц маткой приходится примерно на середину июня, а затем резко сокращается. Такой цикл развития характерен для цен­тральных областей России. Пчеловоду надо стремиться делать все для того, чтобы сохранить этот цикл. Если его сместить “влево” и после выставки пчел из омшаника пчеловод создаст весьма бла­гоприятные условия для пчелиной семьи, то цикл ее развития закончится раньше июня, она будет иметь максимум пчел, но летные пчелы до главного взятка могут не дожить.

Цикл развития пчелиной семьи можно сместить и “вправо” от июня. Это значит, что если пче­линая семья после выставки из омшаника окажется не в комфортных условиях и не получит доста­точно корма, то она начнет развиваться только тогда, когда уже наступит главный взяток. В этом случае меда не будет, так как все рамки в улье будут с деткой.

В одноматочном улье также можно повлиять на ход естественного развития пчелиной семьи, то есть увеличить яйцекладку простым приемом. Для этого 10 — 12 июня (в условиях Тульской области), когда еще сохраняется высокий темп яйцекладки, матка оставляется в 2 — 3 нижних корпусах, перекрывается глухой перегородкой, а вся детка и рамки с засевом располагаются в корпусах вверху. Как правило, здесь закладывается 2—3 кг маточников.

В первый корпус ставится наружная кормушка и дается 200 — 300 г сыты ежедневно. В се­мье пчел, оказавшейся без детки (видимо, здесь влияет сплошная перегородка, а не просто разделительная решетка), матка продолжает напряженно работать, она заново стремится пройти свой цикл развития, но теперь уже начиная не с нуля, а с максимума. Такое усиленное червле­ние продолжается в течение 20 дней, до 5 — 7 июля, когда наступит главный взяток (зацветает гречиха).

В результате этого приема развитие пчелиной семьи отличается от естественного. В данном случае эти 20 дней матка работает не на снижение яйцекладки, а на сохранение ее максимума. Получается, что матка откладывает максимум яиц не до середины июня, а до 5 — 7 июля. Все это и делает одноматочный улей высокопроизводительным, то есть такая семья увеличивает свою производительность в 1,5 — 2 раза (в зависимости от качества матки).

При двухматочном содержании пчел нет никакой гарантии, что весь сезон будут активно рабо­тать две матки. Не исключена возможность, что матку пчелы могут убить.

Д. Рубан

 

ВЫВОД РАННИХ МАТОК В 10-РАМОЧНЫХ УЛЬЯХ В УСЛОВИЯХ САДОВО-ДАЧНОГО ПЧЕЛОВОДСТВА

Садово-дачное пчеловодство обладает особенностью, не учитывать которую невозможно. Для сохранения и поддержания добрососедских отношений приходится видоизменять технологии со­держания пчел.

На садово-дачном участке, где расположены 10—20 пчелиных семей, возникает необходимость каждый год ранней весной выводить хороших молодых маток в первых числах мая, чтобы они пошли на облет как можно раньше, примерно 5—20 мая. В это время в Подмосковье бывает несколько дней с плюсовой температурой до 20°С. Хорошие матки в сильных семьях идут на облет и при более низкой температуре, и менее благоприятных условиях.

На садово-дачном участке надо держать чистопородную карпатку. Она энергично наращивает силу семей ранней весной и поддерживает ее на высоком уровне в течение всего сезона. Очень важная особенность карпаток для садово-дачного участка – это их способность компактно концентрировать расплод даже в многокорпусных ульях. Нет необходимости менять местами корпу­са в течение сезона, разрывать гнездо, как рекомендуется в литературе. Упрощается уход, а глав­ное, сохраняется спокойствие на пасеке, а значит и у ваших соседей на участке.

Помеси со среднерусской и другими породами бывают более злобливыми, чем чистопородные среднерусские. Поэтому надо научиться выводить чистопородных маток и заниматься их селекцией. Семьи с молодыми матками этого года роятся очень редко. Отбирать нужно самых миролюбивых.

Чтобы вывести весной хороших ранних маток, необходимо еще осенью определить отцовскую, материнскую семьи и семью-воспитательницу, а также семьи для их замены, если по каким-либо причинам одна из них не удовлетворяет требованиям после зимовки. Надо также определить семьи-доноры, от которых необходимо брать расплод весной для подсиливания семьи-воспитательницы. При сборке гнезд на зиму нужно поставить в середину гнезда отцовской семьи рамку с трут­невыми ячейками, чтобы матка отложила яйца в самые ранние сроки.

До 5 апреля (в условиях Московской области) надо обязательно проверить трутневые ячей­ки, есть ли в них расплод, так как в день прививки в семье должен быть уже печатный трутневый расплод. Если его нет, то следует поставить другую хорошую рамку с трутневыми ячейками рядом с той, где работает матка. Рамка не должна быть полностью с трутневыми ячейками, и отбирается она осенью при сортировке и откачке меда.

В такие ранние сроки пчелы неохотно готовят трутневые ячейки для кладки матки и залива­ют их нектаром или оставляют пустыми. Поэтому требуется сделать две или три отцовские семьи. Иногда приходится находить матку и заключать ее в изолятор на трутневый сот примерно на двое суток, если необходимо получить трутней именно от данной семьи. Через два-три дня рамку в изо­ляторе заменяют другой трутневой, а вынутую из изолятора помещают в гнездо. Можно поставить рамку в рядовую семью и сделать пометку на бруске. Но это нежелательно при раннем выводе ма­ток, так как в рядовой семье хороших трутней может не получиться.

В этот период необходим в достаточном количестве хороший корм, его должно быть в три раза больше, чем для развития рабочих пчел. Для отцовской семьи достаточно две-три рамки с трутне­вым расплодом, в зависимости от площади засева.

10 апреля. За 10 дней до прививки однодневных яиц, матку в семье-воспитательнице надо пе­ревести во второй корпус, чтобы получить в день прививки, то есть 20 апреля семью-воспитательницу без открытого расплода, но с большим количеством молодых пчел и печатного расплода. Матку берут из семьи-воспитательницы и рамку с маткой помещают в рабочий ящик. По краям, у стенок первого корпуса, устанавливают хорошие кормовые рамки с медом и пергой, затем — с печатным расплодом, а в центре ставят рамку с самым молодым.

Если нет свежей полуотстроенной магазинной рамки, пригодной для кладки яиц, тогда в центр гнезда ставят магазинную с вощиной, на которую потом делают прививки. Но лучше, по возможности, ее отстроить в другой семье, чтобы потом не снимать второй корпус при расширении гнезда и не занимать места для рамки с расплодом. Наиболее оптимальный вариант: отоб­рать при сортировке рамок осенью полуотстроенные свежие магазинные (этого сезона), то есть с отстроенными наполовину ячейками по всей площади сота с обеих сторон, и выбрать лучшие для прививок.

Недостающие рамки с расплодом на выходе берут из других элитных семей с хорошей родословной, из семей-доноров, которые были определены осенью. К этому времени семья-воспитательница имеет свой расплод на семи рамках.

Итак, в первом корпусе находятся две кормовые рамки и восемь — с расплодом. Ставят второй корпус, предварительно положив разделительную решетку, если присутствует матка. Разделительная решетка не ставится, если ее нет. Во второй корпус ставят рамку с молодым расплодом. В этом случае выход маток будет позднее на два дня — на время перехода их во второй корпус. В нем к более теплой стенке приставляют кормовую рамку, далее — две рамки хорошей суши, рамку с маткой из ящика и одну с печатным расплодом на выходе. При отсутствии матки ставят рамку с молодым расплодом, крайней — медовоперговую. Всего должно быть шесть ра­мок. Накрывают холстиками открытые рамки первого и второго корпусов и хорошо утепляют. На эти рамки можно положить пленку или слой газет на холстик под подушку, если прохладно или ожидается похолодание.

12 апреля. Через два дня расширяют гнездо второго корпуса. Желательно, чтобы оно вмещало 10 рамок и тонкую диафрагму. Отыскивают рамку с маткой и ставят в рабочий ящик. Обычно она бывает с молодым расплодом. Дымом не пользуются, чтобы матка не перешла в первый корпус. Ставят разделительную решетку между корпусами.

Второй корпус при сборке делится на две части тонкой глухой перегородкой (диафрагмой), можно и разделительной решеткой, чтобы матка не смогла перейти из одного отделения в другое. К свободной стенке второго корпуса ставят медовоперговую рамку, далее – с вощиной, и четыре рамки с печатным расплодом на выходе. Потом за диафрагму ставят рамку с маткой и молодым расплодом из рабочего ящика на свое место к двум рамкам суши и кормовой, что уже стояли. Недостающие три рамки с расплодом, преимущественно печатным на выходе, берут от других семей.

Корпус накрывают холстиком, ставят сверху кормушку и хорошо утепляют. Семьи (воспитательницу и отцовские) ежедневно подкармливают медовой сытой, если даже в природе есть взя­ток, Можно дать биологически активную подкормку, дополнительно — лепешку канди с пергой или пыльцой. Чистым сахарным сиропом подкармливать нельзя.

После облета семье-воспитательнице даются, как и другим, профилактические подкормки с красным перцем, хвойным экстрактом, кобальтом, яблочным уксусом домашнего приготовления.

Подготовка семьи-воспитательницы данным образом осуществляется при самом раннем выводе маток, когда еще не прошел полностью период омоложения.

12 апреля. К этому сроку семья-воспитательница должна иметь 13 рамок расплода.

14 апреля. Находят матку в материнской семье и сажают в изолятор на рамку суши для ограничения яйцекладки. В течение двух суток матка засеет полностью соты яйцами.

19 апреля. Заключают матку в материнской семье в однорамочный изолятор, перегоняя на полуотстроенную магазинную рамку в целях получения однодневных яиц на одной из ее сторон. Рамка должна быть закрыта с одной стороны плотной пленкой или картоном, положенными непосредственно на ячейки сота, чтобы невозможно было отложить яйца. Но ячейки сота при этом не должны быть повреждены.

В это время материнской семье не дают жидкую подкормку, чтобы пчелы не залили часть яче­ек сиропом, что затруднит прикрепление полосок к брускам.

Рамку, на которой работала матка и изоляторе до этого дня, ставят обратно в гнездо или используют для нужд пасеки.

20 апреля. За два часа до закладки маточников делают отводок на матку из семьи-воспитательницы на четыре рамки, что были за диафрагмой. Добавляют еще одну кормовую рамку, налив в пустые ячейки немного воды или сиропа. Снимают второй корпус и тщательно проверяют первый на закладку маточников, из которого берут рамку с расплодом на выходе и пчелами и переносят во второй корпус. Взамен ставят рамку с вощиной. На первый корпус кладут разделительную решет­ку и комплектуют второй улей. Оставшиеся шесть рамок во втором корпусе оставляют на месте, и проверяют на закладку маточников. Вынимают диафрагму, и это место оставляют свободным для прививочной рамки. Корпус закрывают и утепляют.

Через сутки после постановки рамки с маткой в изолятор матку перегоняют на рамку суши и опять ставят в изолятор. Магазинную рамку суши с яйцами для прививки разрезают на три полоски, так чтобы во всех были яйца, и полоски можно было прикрепить к брускам на прививочной рамке. Полоски на брусках прививочной рамки располагают в том же порядке, как они были на рамке суши.

Первые матки выйдут из маточников в центре прививочной рамки. После прикрепления полосок делают прореживание яиц, чтобы не было спаренных маточников. Через три ячейки оставля­ют яйцо нетронутым, все остальные уничтожают, раздавливая головкой спички. Делают прививки примерно в течение 20 минут. Желательно при температуре не ниже 25° С, чтобы сушь была более вязкой и не хрупкой — для расширения ячеек шаблоном.

23 апреля. Через три дня после прививок делают контрольный осмотр прививочной рамки и убирают лишние мисочки. Пчел на прививочной рамке очень много и полную выбраковку сделать невозможно. Убирают спаренные мисочки и мелкие, оставляя примерно 20 штук.

25 апреля. На пятый день после прививок делают повторную проверку и выбраковку маточников. Оставляют не более 20 маточников, самых крупных и правильной формы. Если очень сильная семья и много молодых пчел, можно оставить 25 или 30 маточников, но не более. Чем меньше прививок, тем крупнее маточники. Прививочную рамку с запечатанными маточниками переносят в сильную безматочную семью, от которой сделан отводок на свою матку, то есть в семью-инкубатор.

За три дня до запечатывания маточников в материнскую семью, изолятор, ставят наполовину отстроенную магазинную рамку суши, аналогичную первой, и перегоняют на нее матку.

26 апреля. Матку в материнской семье с магазинной рамки перегоняют на рамку суши и ставят в изолятор, опять как бы подстраховываясь при неудаче.

Магазинную рамку с однодневными яйцами ставят в семью-воспитательницу на место рамки с вощиной в верхнем корпусе. Одну кормовую рамку и одну с вышедшим расплодом заменяют дву­мя с открытым расплодом, взятые от других семей.

28 апреля. От новой семьи-воспитательницы (инкубатора) делают отводок на свою матку и, спустя 3-4 часа, но не более 5-6, прививочную рамку с запечатанными маточни­ками и сидящими на них пчелами аккуратно и быстро ставят в семью-инкубатор, от которой 3-4 часа тому назад сделан отводок. Рамку с маточниками ставят между расплодом. Важно, чтобы семья-инкубатор почувствовала “сиротство”. Обычно новая семья-воспитательница (инкубатор) рамку с маточниками и сидящими на них пчелами принимает хорошо, без каких-либо признаков вражды.

Делают прививки на второй прививочной рамке аналогично первой, но немного раньше, чем через трое суток. Надо уловить момент, чтобы яйца были еще целы, не полопались, и было удобно прореживать прививки. Вторую прививочную рамку с яйцами ставят в семью-воспитательницу, но не на прежнее место, а между рамками с открытым расплодом, которые были поставлены 26 ап­реля. Место для второй прививочной рамки готовят при изъятии первой.

Можно сделать третью прививочную рамку аналогично второй, но тогда нужно пчел с рамок нижнего корпуса стряхнуть на верхние. Вторую прививочную рамку также переносят в семью-инкубатор после запечатывания маточников, а в семью-воспитательницу ставят две-три рамки откры­того расплода.

29 апреля. Делают контрольный осмотр второй прививочной рамки и выбраковку мисочек. Матку в материнской семье выпускают из изолятора, если не будет сделана третья прививочная рамка. Если долго держать матку изолированной и не ставить в гнездо рамки с открытым расплодом, пчелы могут заложить свищевые маточники в изоляторе.

1 мая. Делают повторный контроль второй прививочной рамки и выбраковку маточников.

3 мая. На четырнадцатый день заключают маточники первой прививки в клеточки Титова и ставят в рамку-инкубатор. Делают отводки от рядовых семей на своих плодных маток.

Делать отводки и нуклеусы на маточники в такие ранние сроки не рекомендуется, так как качество маток в этом случае ухудшается, их яйценоскость снижается, а малое количество пчел и рас­плода не в состоянии поддержать в гнезде оптимальную температуру, обеспечивающую нормаль­ное развитие половых органов матки.

После запечатывания маточников второй прививки семье-воспитательнице дают несколько рамок с открытым расплодом, чтобы она не отрутневела. Позднее проверяют их на закладку свище­вых маточников, и при наличии уничтожают. Рамки с расплодом можно взять от отцовских семей, заменив их вощиной. Это делают для того, чтобы семьи не вошли в роевое состояние.

5—6 мая. Происходит выход маток первой прививки.

9 мая. Заключают маточники второй прививки в клеточки Титова и ставят в рамку-инкубатор, которую переставляют на место прививочной рамки в семье-воспитательнице.

11—12 мая. Выход маток второй прививки.

Семью-воспитательницу после заключения маточников в клеточки Титова и выхода маток делят на пять отводков, если необходимо увеличить пасеку. Оставшихся маток в рамке-инкубаторе ставят в другую семью или в один из отводков своей семьи. Последний должен быть сильным, что­бы матки хорошо обогревались. Для этого берут рамки, стоящие рядом с рамкой-инкубатором в семье-воспитательнице.

Если нет необходимости увеличения пасеки, семью делят пополам. Если есть возможность, де­лят семью на пол-лета, убрав рамку-инкубатор в другую семью. Матка не пойдет на облет, пока в се­мье стоит рамка-инкубатор с молодыми матками. Семьи формируют на двух корпусах с половиной рамок вощины во втором корпусе. Им дают молодых маток.

Приспособления для вывода маток — рамку-инкубатор, прививочную рамку и изолятор можно сделать самому. Нужен однорамочный изолятор на гнездовую рамку с соблюдением пчелиного пространства, в котором все пчелы семьи свободно бы общались с маткой.

И. Сенников

 

Страница 1 из 212

Оставить комментарий

Кликните для смены кода
Адрес Вашей электронной почты опубликован не будет.
Обязательные поля отмечены звездочкой (*).