Редакция получает письма читателей, в которых они сетуют, что не могут освоить двухматочное содержание пчел. 

Борис Давыдович Артемьев, отвечая на вопрос нашей читательницы Г.Д.Павленко, подробно разбирает все тонкости этого способа пчеловождения. Мы надеемся, его статья поможет и другим пчеловодам освоить этот прием содержания пчел.

Хочу ответить Г.Д.Павленко из Волгограда, спрашивавшей, почему пчелы при двухматочном содержании так и не дали меда (ж-л «Пчеловодство» №5, 2000 г.) У вас несколько ошибок. Первая — неверное понимание термина «двухматочное содержание». Вторая — неправильное объединение семьи. Третья ошибка состоит в том, что вы отделили верхний корпус с племенной маткой глухой перегородкой и оставили ее работать в ограниченном пространстве.

Рассмотрим все случаи подробнее. При двухматочном содержании к одноматочной семье в определенное время подключают вторую матку. У вас не двухматочное, а двухсемейное содержание: в одном улье автономно работают две самостоятельные семьи с матками. Семьи разделены перегородкой так, что пчелы общаются между собой через разделительную решетку, а матки не встречаются, иначе в борьбе за главенство одна может погубить другую.

В вашем случае пчелы обычно роятся. А от роившейся семьи, как известно, меда не жди. Хорошо, если пчелы обеспечат себя на зиму кормом. Основные причины роения я думаю вы знаете.

Замечу также, что в 2000 г. наблюдалась наивысшая солнечная активность за последнее столетие. Не исключено, что именно она вызвала особенно многочисленное роение на всех пасеках нашей Саратовской области, а возможно, и в других местах. Некоторые особенно сильные семьи у нас роились по три раза, наблюдалось роение даже майских отводков, не роились только семьи среднерусской породы и слабые. В июле у меня из одного улья (трехкорпусного лежака), в котором содержались четыре семьи с матками, вышел большой свалочный рой массой около 7 кг. При пересадке из роевни в улей я обнаружил четыре плодные матки. Значит, одновременно роились сразу четыре семьи, находящиеся в половинках первого и второго корпусов. Каждый корпус этого улья вмещает по 24 рамки. Первый разделен перегородкой из ДВП толщиной 4-5 мм, в обе его половины входит по 12 стандартных рамок (435×300 мм). Второй корпус состоит из двух разъединяющихся половин такой же вместимости. Третий тоже на 24 рамки и таких же размеров, но без перегородки. Использую его как магазин на стандартную рамку, куда пчелы складывают мед после заполнения всех рамок в своих гнездах. Основные ульи моей пасеки — шестнадцатирамочные двухсемейные с солнечным обогревом. По бокам ульев устанавливаю нуклеусы, в которые при объединении на главный медосбор отсаживаю прошлогодних маток. При содержании пчел в таких ульях с учетом соблюдения всех сроков я получаю от каждого до 150-200 кг меда. В благоприятные годы требуется еще и пятый корпус. Его ставлю на второй вразрез четвертому и третьему.

Зимуют пчелы у меня на воле — под снегом в саду около дома. В опытном улье зимуют две семьи в первом корпусе. В апреле сокращаю гнездо каждой семьи по методу Блинова, затем расширяю их обычным способом. Сначала устанавливаю рамки суши и вощины. По освоении обеими семьями первого корпуса ставлю на него половинки второго и заполняю их рамками. Сначала ставлю не более пяти-шести, причем из нижнего корпуса обязательно поднимаю вместе с пчелами одну рамку с медом и пергой и две с запечатанным расплодом. Далее от стенки размещаю по одной рамке хорошей суши и вощины. Оставшееся пространство утепляю. В нижний корпус вместо отобранных трех рамок ставлю две сотовых и одну с вощиной. Через пять—семь дней, когда пчелы освоят поставленные дополнительные рамки, полностью заполняю половинки второго корпуса сушью и вощиной.

Очень важно не упустить момент расширения гнезда, особенно после окончания цветения садов, чтобы у семей не появилось роевое настроение. Сроки определяю по освоению пчелами двух последних подставленных рамок. Если они почти освоены, а предпоследняя осваивается и на последней появились хотя бы несколько пчел — пришла пора очередного расширения. Для этого использую один из противороевых методов Демари. Молодых обитательниц улья, большей частью являющихся причиной роения, переношу вместе с рамками расплода в верхний корпус, где они могут принимать и складывать нектар, строить соты и т.д.

Когда матки заполнят расплодом семь— девять рамок, а такое состояние семей в основных ульях обычно наступает 25 апреля — 5 мая, в подготовленных половинках второго корпуса с необходимым числом сотовых рамок и вощины образую два вспомогательных отводка. Предварительно в каждой семье нахожу матку и рамку, на которой она работала, и вместе с пчелами переношу в рабочий ящик. Из половинок первого корпуса отбираю у каждой семьи по пять-шесть рамок запечатанного расплода и вместе с пчелами переношу в половины второго корпуса. По его бокам ставлю по одной рамке с медом и пергой и одну пустую сотовую, дополняю рамками с вощиной. В нижнем корпусе все освободившиеся места заполняю сотовыми рамками и возвращаю из рабочего ящика рамку с маткой. Сверху на рамки нижнего корпуса кладу разделительную решетку и размещаю на ней половинку второго корпуса с вновь образованным отводком. Такую же работу выполняю во второй семье. Улей закрываю.

На моей пасеке есть односемейный десятирамочный многокорпусный улей с солнечным обогревом. Он у меня контрольный. В нем держу потомство среднерусских пчел. Они хорошо зимуют и дают устойчивые сборы товарного меда. Так, в 2000 г. получил около 100 кг меда.

Если вы работаете с многокорпусным односемейным ульем, то рамки с расплодом и пчелами надо перенести во второй корпус и делать все так же, как и в двухсемейном. У вас окажется улей с вспомогательным отводком для сохранения племенной матки.

Сначала вы поступили правильно: обе семьи в каждом улье набирали силу для работы на главном медосборе. Но во время объединения семей нужно было поступить немного по-другому. Если у вас имелись запасные корпуса и пустые сотовые рамки, то было бы лучше отыскать в нижнем корпусе прошлогоднюю матку и вместе с рамкой, на которой она откладывала яйца, перевести в отдельный нуклеус, поставив туда еще одну, а то и две рамки печатного расплода с пчелами (поскольку их у вас было много—по 16-18), одну медоперговую, две-три сотовых рамки. Нуклеус нужно поставить рядом с основным ульем и только потом объединять семьи через газету. Для этого на первый корпус, откуда была взята матка, кладут газету, прорезав в ней пчеловодной стамеской несколько отверстий над боковыми улочками. На газету ставят верхний корпус, где работает племенная матка. Из него отбирают все рамки с печатным расплодом и без пчел переносят в третий корпус, где поровну размещают у боковых стенок. Середину корпуса заполняют сотовыми рамками и вощиной. Во втором корпусе изъятые рамки с печатным расплодом заменяют вощиной и кладут разделительную решетку, на которую ставят третий корпус. Если у вас между двумя корпусами с семьями находился еще один, который пчелы начали осваивать, то его надо поставить на третий корпус — получится четвертый корпус.

Если у вас нет запасных корпусов и сотовых рамок и рамок с вощиной, то старую матку отыскивать не следует. В этом случае на первый корпус кладут газету, ставят на нее корпус с молодой или племенной маткой, поверх него размещают разделительную решетку и расширяют гнездо, как описывалось выше. В результате молодые пчелы кроме воспитания личинок дополнительно отстраивают соты, в которые рабочие пчелы будут складывать нектар. Такое объединение проводят за одну-две недели до главного медосбора.

А вот верхний корпус вы напрасно отделили глухой перегородкой. Гнездо вместо того чтобы расшириться, сократилось.

В заключение привожу календарь и схему работ в двухсемейных ульях с солнечным обогревом и вспомогательными отводками (рис.).

clip_image001_thumb.gif

I. Октябрь—апрель—зимовка пчел на воле.

II. 1-25 апреля — сокращение гнезда. Замена прошлогодних пчел молодыми.

III. 25 апреля – 10 мая — первое расширение семей половинками второго корпуса и закладка маточников в самой сильной племенной семье.

IV. 11-20 мая — расширение сильных семей третьим корпусом, поставленным вразрез между первым и вторым и отделенным от них сверху и снизу разделительными решетками. Воспитание молодых маток в половинках второго корпуса. В остальных ульях— закладка ранних отводков на маточниках от племенной семьи.

V. 20-30 мая — второе расширение всех семей третьим корпусом. Проверка молодых маток на плодность. Отбор запечатанного расплода из первого корпуса в третий. Замена рамок с запечатанным расплодом вощиной.

VI. 1-10 июня — второй отбор запечатанного расплода из первого корпуса и замена его вощиной.

VII. 11-20 июня — третье расширение четвертым корпусом, который ставится на первый вразрез между первым и третьим корпусами (половинки второго корпуса с молодыми матками остаются наверху). При необходимости отбирают из первого корпуса (от старых маток) запечатанный расплод и переносят его в четвертый корпус. Замена рамок с запечатанным расплодом вощиной, заполнение ею свободного места в четвертом корпусе.

VIII. 21-30 июня — первая откачка меда, объединение всех семей со вспомогательными отводками на главный медосбор. Перенос старых маток вместе с рамками запечатанного расплода и пчелами из первого корпуса в отдельные нуклеусы, поставленные рядом с новыми семьями. Замена отобранных рамок откачанными. На первый корпус ставим половинки второго корпуса, на них кладем разделительные решетки, снятые с первого корпуса, а на них ставим третий и четвертый магазинные корпуса. Если откачанных сотовых рамок мало, то ставим вощину в середину корпуса, который ставим на второй корпус. В этом же корпусе открываем все нижние летки.

IX. 1-15 июля — вторая откачка меда.

X. При взятке 10-15 кг в сутки можно установить пятый корпус сильным семьям вразрез между вторым и четвертым. Отбор печатного расплода из второго корпуса и перенос в пятый.

XI. 16 июля — 10 августа — последняя откачка меда, формирование гнезда.

XII. 11 августа — 20 сентября — подготовка к зимовке. Осенняя побудительная подкормка. Формирование гнезд, объединение слабых семей со средними.

Оставить комментарий

Кликните для смены кода
Адрес Вашей электронной почты опубликован не будет.
Обязательные поля отмечены звездочкой (*).