Из истории человечества нам известны факты возникновения массовых губительных инфекционных заболеваний среди людей, вызванных хроническим недоеданием на обширных территориях. К примеру, следствием голода в Советском Союзе в 20-е годы стали вспышки заболеваний брюшного тифа, туберкулеза и т.д. То есть, когда организм голодает – ослабевает иммунитет и человек становится уязвимым для болезней.
Вот так и в пчеловодстве, только еще более выражено. Считаю, что причиной гибели пчелосемей на Украине в зимовке 2014-2015гг стало удивительное совпадение целого ряда неблагоприятных факторов на фоне самого главного – массового снижения иммунитета пчелиных семей, вызванного продолжительным периодом без взятка неприродного характера с 25 мая по 27 июня, т.е. в течение целого месяца. А это очень много.
Дело в том, что постоянное, беспрерывное поступление нектара в пчелиное жилище в активный период года – необходимое условие существования пчелосемьи. Хочу подчеркнуть, это условие – обязательное. То есть, беспрерывный взяток для пчелосемьи это все: и поступление с нектаром энергии для жизнедеятельности, и излечение от болезней, и поддержание иммунитета. Это известно многим наблюдательным пчеловодам, а особенно пчеловодам южных районов, где есть сильные взрывные взятки (к примеру, с подсолнуха), но часто присутствуют и периоды без взятка, связанные с засухой.
Замечено, что в этот период с пчелами происходит что-то непонятное. Они теряют летную активность, как бы сохраняя энергию. Меняется их поведение и даже порой утрачивается озлобленность, в семьях проскакивают какие-то непонятные заболевания расплода – то ли гнилец, то ли мешотчатый расплод, в результате семьи теряют в силе. И все это само по себе проходит с появлением взятка. Так происходит, когда периоды без взятка короткие. При продолжительности их месяц и более, признаки иммунодефицита особенно выражены, семьи сильно теряют в силе, увеличивается в разы негативное влияние варроатоза.
Привычные методы борьбы с иммунодефицитом малоэффективны. Пчелы малоактивны, в августе подключаются вирусные заболевания и нозематоз. А к концу сентября пчеловоды друг друга спрашивают: "Куда подевались пчелы? И корма есть, а пчел нет, слетели что ли?". Опытным пчеловодам диагноз ясен – пчел «съел» клещ. Затем идет губительная зимовка и настоящий пчелиный коллапс…
Но, как правило, после губительной зимы наступает благоприятный период и 3-4 года безоблачного пчеловодства, за которые пчеловод успевает расслабиться, а потом повторяется все по-новому. На эту цикличность при грамотном подходе можно и нужно влиять. Пчеловод просто обязан устранять периоды без взятка как первопричину заболеваний. Применяя кочевки, подсевы медоносов, а порой просто кормление семей. Это легко делать на мелких и средних пасеках при непродолжительных периодах без взятка в северных и западных регионах страны. И намного сложнее на крупных пасеках, особенно в южных регионах с интенсивным ведением сельского хозяйства.
Кстати, этим же объясняется появление пчелиного коллапса в США. Тут к перечисленным условиям добавился еще ряд технических факторов – химическая нагрузка, использование неоникотиноидов. Лет десять назад США, потеряв около 50% своих пчелосемей, быстро справились с этим, массово завезя пакеты из Австралии. Но в дальнейшем, завозя ежегодно из Австралии большое количество стерильных от клеща пчелосемей, а значит иммунонеустойчивых к варроатозу пчел, заведомо обрекли свое пчеловодство, сделав плохую зимостойкость хроническим явлением. Теперь вернемся на нашу украинскую землю. Вспомним, как начинался сезон. С весны пчеловоды имели неплохой взяток с рапса там, где он был, но потом на территории половины Украины померзла акация, затем было чуть майского разнотравья.
После начался небывало продолжительный период абсолютно без взятка неприродного характера, по которому уже в середине июня я понял, – зимовка в этом году будет на редкость плохой. Мир растений и мир насекомых находится в теснейшем симбиозе. Если что-то происходит с растениями, то это не может не отобразиться на пчелах. В этом году период без взятка уникален тем, что он был вызван, во-первых, не погодными факторами (т.е. не суммой температур, осадков и т.д.), а, во-вторых, тем, что имел место практически во всех странах мира, где разные погодные и климатические условия. Это был космический катаклизм. То есть звезды каким-то особым образом расположились над растениями, отчего те на месяц почти утратили возможность выделять нектар. Число месяца, когда это закончится, лично для меня было известно – 27 июня. Почему? Потому что на космическое явление может повлиять только космическое явление – в этот день наступало новолуние. Я успокаивал пчеловодов, обещал, что 27 июня период без взятка закончится. А сам думал с ужасом – а вдруг не закончится?! Но, к счастью, 26-27 июня контрольные весы по всей Украине начали показывать незначительные привесы, а уже 5 июля у меня на весах было плюс 8 кг в день! Спросите, откуда я знал, что так случится? Просто такое уже было. В 2002 году я стоял на доннике и у меня весы показывали небольшие, но устойчивые отвесы.
Семьи ослабли, пчелы начали выгонять трутня. Я звонил пчеловодам по всей Украине, и они подтверждали происходящее. Несмотря на то, что погодные условия у одних были хорошие, а у других плохие. Когда я звонил своему товарищу Николаю Посесару на Житомирщину, он мне посоветовал дождаться новолуния. Я дождался. С новой луной появился привес. Это частично спасло медосбор, а вот семьи у многих пчеловодов нет. К осени они сильно ослабли, многие слетели. Потом была плохая зимовка с отходом 30-40%. Тогда я советовал своим пчеловодам прекратить откачку меда, немедленно начать борьбу с клещом, поставить еще в июле полоски варроатома, по возможности заменить маток. Одни послушались, другие нет. Кто послушался – остался на весну с пчелами.
В этом году, я думаю, ситуация сложится намного критичнее. Если с зимы выйдет 50% пчелосемей – будет хорошо. А виной всему все-таки клещ варроа. "А при чем тут тогда период без взятка и иммунитет?", – спросите вы. Я давно заметил, что, как бы вы ни обрабатывали своих пчел, все равно (на разных пасеках по-разному) 5-15% пчелосемей будут иметь повышенный процент заражённости клещом по сравнению с другими.
Эти иммунонеустойчивые к клещу семьи в будущем являются потенциальными жертвами зимнего периода. Такие семьи желательно выявлять и менять в них маток. Чтобы они через трутней не распространяли эту наследственность по пасеке. Но, к сожалению, это мало кто делает. А учитывая, что у нас треть пчеловодов (частично в силу менталитета, а частично от того, что пчеловодство не является их основным занятием) полагаются в ведении пчеловодства на авось, довольствуясь в обработке пчел лишь полумерами, то это приводит, в такой сложный год как этот, к коллапсу. Вот и получается 15% плюс 30% приблизительно равно 45-50% гибели.
Не секрет, что пчелы с помощью известных и не известных нам механизмов сами борются с клещом. А задача пчеловода эффективно в этом им помогать. Если вы спросите, почему же эти механизмы не сработали в этом году, – отвечу. Во-первых, период без взятка начался в этом году очень рано. От этого пчелосемьи в среднем в два раза потеряли в силе, а заражённость клещом автоматически сразу увеличилась в столько же раз. Такое бывает обычно в начале сезона. На фоне снижения иммунитета, вызванного стрессом и голодом, пчелосемьи начали испытывать весь негатив варроатоза с самого начала сезона. Дальше было невнимание пчеловодов – акарицидные обработки осуществлялись с опозданием, ну и, конечно, сказалось снижение эффективности многих препаратов, к примеру, амитразосодержащих – бипин, тактик и др., которые до сих пор являются самыми распространенными среди пчеловодов благодаря их низкой стоимости. Плохо сработали и многие полоски.
В целом же хочется сказать о наших акарицидных препаратах следующее. Они настолько эффективны, насколько хорошо себя чувствуют пчелосемьи. То есть их низкая эффективность тоже является причиной зимних потерь. Подтверждение тому – прошлый сезон. Весной 2014 года пасеки вышли с зимовки практически без потерь, хотя перечень препаратов был тот же, что и сейчас. Лето прошлого года было очень сложным. Семьи были иммуноослабленными. Поэтому эффективности одних акарицидов оказалось недостаточно.
Чтобы в будущем не пришлось испытать тяжелые последствия сложных сезонов, следует:
1. Внимательно следить за состоянием пчелосемей, исключать периоды без взяток, содержать семьи с молодыми матками и т.д.
2. Не держать семьи на голодном пайке в течение всего сезона.
3. Скрупулезнее относиться к противоварроатозным обработкам. Помните, что с появлением резистентных клещей эффективность одного и того же препарата может проявиться по-разному на различных пасеках. Обязательно контролируйте эффективность обработки, сводя процент заражённости клещом к минимуму. Поддерживать низкий процент заражённости клещом следует на протяжении всего сезона.
Председатель Ширяевского общества пчеловодов
Валентин ФЕРЕНЧУК