На данном уровне знаний зоопсихологии и генетики поведения медоносных пчел наука еще не может истинно ответить на поставленные практикой вопросы, что свидетельствует о том, насколько сложная жизнь пчелосемьи и сколько скрыто в ней тайн, не понятных до сих пор человеку.
Изучая в первой половине прошлого века поведение пчел, Фриш пришел к выводу, что язык пчелиной семьи, т.е. способность отдельных пчел передавать информацию о наличии взятка в поле, мобилизационными танцами стоит на значительно высшем уровне, чем у теплокровных животных, за исключением человека. Ибо такие танцы медоносных пчел – это не только брачные и предупреждающие звуки самцов об их внутреннем эмоциональном состоянии, а также информация о существенных явлениях окружающей среды.
До последнего времени считалось, что такая способность передачи информации наследствен-ная, т.е. инстинктивная. Но как следует из генетических исследований поведения пчел,осуществленных под руководством проф. Н. Лопатиной, танец пчел представляет собой стереотип движений, который создался через условный рефлекс в течение индивидуальной жизни. Рабочие пчелы, воспитанные в гнезде без вылета на природу, а потом подселенные в нормальную пчелосемью, не могли расшифровать информацию танцев и не понимали “языка” этой семьи.
Таким образом, каждая отдельно взятая рабочая пчела в течение своей жизни способна усвоить эту сложную информацию, которая передается через зрение,обоняние, слух, вкус и осязание. При этом не только усвоить, но и запомнить и владеть ею в течение всей своей жизни.
Память бывает прижизненная (условный рефлекс) – это опыт, приобретенный организмом в течение его жизни, и наследственная (врожденная, генетическая, или инстинктивная).
Из трудов Н. Лопатиной (1971) известно, что рабочие пчелы усваивают прижизненную информацию так же, как и теплокровные животные. И хранится она в грибовидном теле надглоткового ганглия, тогда как наследственная информация хранится в молекулах ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота, носитель наследственной информации).
В 1948 р. Н. Солодкова доказала, что рабочая пчела в течение жизни усваивает и запоминает несколько вкусовых информаций. Линдауер в 1963 г. сообщил, что приобретенная информация о местоположении своего жилища хранится рабочими пчелами на протяжении шести месяцев, т.е. пчелы, которые вывелись осенью, удерживают эту информацию вплоть до весенних облетов.
Поэтому, по нашему мнению, нельзя возражать, что отдельная пчела способна сравнивать и анализировать, т.е. думать каким-то своим способом, который не передается генетически, а приобретается жизненным опытом, путем целесообразного обучения или дрессировки.
Если мы согласимся, что отдельная пчела может иметь знания, то что тогда говорить о целой пчелосемье? Ведь одно полное целое значительно больше чем сумма отдельных частей. И здесь опять возникают вопросы: что побуждает разрозненные умы отдельных пчел к едино избранному взаимодействию? Кто, анализируя движения, звуки, запахи, другие внешние и внутренние факторы, делает пчелосемью очень направленным, организованным, стойким и жизнеспособным организмом с такой уникальной формой существования интеллекта?
По существу, отдельная пчела не существует, существует рой как одно целое, который имеет свою логику действий и вдумчивый ум. Кстати, логику, до конца не определенную, ибо сила, ко-торая сплачивает отдельных пчел в рой, такая же тайная, как и сила, которая объединила отдельные клетки в функциональное целое.
Ученые-ботаники сообщают, что растения (хмель, фасоль, горох), лишенные зрения, неизвестным образом воспринимают и различают предметы на расстоянии. Они имеют также свойство не только запоминать информацию, но и длительно хранить ее в памяти.
Пасечники давно знают, что рабочие пчелы имеют хорошо развитые нюх, цветное зрение, ощущение времени и магнитных силовых линий, хорошую память на источник взятка и на про-филь горизонта, и это помогает им прекрасно ориентироваться в пространстве и времени. Исследователь Вольф закрывал летных пчел на некоторое время в темной кормушке. И они, возвращаясь в гнездо, отклонялись в полете именно на столько градусов, на сколько за время их изоляции сместилось солнце. С позиции материальных рассуждений это можно объяснить проявлением инстинкта или рефлекса, но это будет очень поверхностно и не убедительно. Ибо же как он появился в отдельной пчелки без предыдущей дрессировки, кем он ей передавался и, самый главнее, где хранится такая сложная информация в существа, у которого есть только нервные ганглии и почти отсутствующий мозг?
Что же это за такой сложный инстинкт, которым руководствуются молодые рабочие пчелы, которые только что вывелись со зрелого расплода, и без матки и пчел-учительниц, которые бы учили новорожденных дочурок и сестер ума-разума, каждодневных потребностей и руководили ими? А ведь они самостоятельно не только усваивают, выполняют все гнездовые и полевые работы, но и настойчиво пытаются вырастить пчелиную матку.
С рассказов старых пасечников и некоторых литературных источников известно, что рои-перваки в девяноста случаях из ста летят от родной пасеки на север. Поэтому при таком количестве северных направлений полетов можно с уверенностью говорить о приоритетном направлении их расселения. Это не противоречит логике колонизации растительного и животного мира в послеледниковый период территории с юга на север.
И здесь, хотя с большой натяжкой, можно согласиться относительно действия инстинкта, учитывая то, что врожденная или наследственная информация хранится в молекулах ДНК, сформированных у медоносных пчел на несколько десятков миллионов лет раньше, чем произошло обледенение. Но что же побуждает этих же роевых пчел после поселения в естественное жилище отстраивать соты в нем с такой же ориентацией, как и в материнской семье? “Генетическая память”, можно ответить. Так. Но, каким образом и почему отдается приоритет предыдущей ориентации? Кто ее инициирует? Ведь строят соты в гнезде не одиночные рабочие пчелы, а большая группа их. Поэтому кто организовывает, направляет и начинает строительство так, а не по-другому?
Кстати, а тайна из тайн – пчелиный сот, наиболее совершенное здание в мире. Кто подсказал медоносным пчелам, что при шестиугольном построении сотовой ячейки расходуется наименее строительного материала, ибо такая геометрическая форма имеет наименьший суммарный периметр и при толщине восковой стенки 0,1 мм выдерживает наибольшие нагрузки? А человек разумный, американский математик Томас Хейсл только в 1999 г. на 240 страницах текста и математических формул сумел достоверно доказать то, что сообразительные пчелы делают в течение 60 млн лет.
Безусловно, всегда легче задавать вопрос, чем отвечать на них, и авторы убеждены, что буду-щие научные открытия значительно расширят человеческие представления об интеллектуальных возможностях пчел. Но они никогда не согласятся с тем, что именно эволюционная “случайность” подарила человеку такого самоотверженного друга-помощника. И хотя согласно теории вероятности невероятные случаи во Вселенной все же должны случаться и это отрицает наличие Всевышнего, ибо кто верит в случайность, тот не верит у Бога. Поэтому
недаром испокон веков человечество считает пчелу существом Божьим, а тех, кто умеет ладить с нею, – слугами Христовыми. Пчелы выполняют сложные задания; отыскивают и заготовляют для себя фураж, хранят и защищают его; осваивают жилое пространство; защищают свои гнезда, нападают и грабят чужие; они умеют анализировать; имеют свой норов и эмоции; понимают речь
движений и владеют химическим языком. Ведь, химические вещества – феромоны, что выделяются в окружающую среду железами пчелиных особей, различаются по соответствующему назначению.
То что же это – непонятный до конца суперинстинкт чрезвычайно развитых насекомых? Или это уникальное создание живет в каком-то параллельном человеческому мире? Но живет оно жизнью очень и очень полезным для человеческого общества. Так, модифицированная эволюцией наследственность в лучшем случае преданной человеку собаки или дельфина подкрепляется полученной пользой от общения с человеком. Но как понять, что почти независимая от человека медоносная пчела так самоотверженно и бескорыстно служит человеку? Ведь почти не половину продуктов питания человечество получает благодаря деятельности этого удивительного сфинкса животного мира. Кроме того, кто с наиболее искренних друзей рода человеческого способен осуществлять столько чрезвычайно полезных превращений, которые не под силу ни одному существу на Земле? Кто возьмется ответить, почему эти полудикие, полууправляемые, полузависимые от человека насекомые так бескорыстно прислуживают ему? Ведь одна пчелосемья экологически
положительно влияет на 250 га растительной среды, повышая при этом ее урожайность.
Человеку всегда есть чему поучиться у пчел: их трудолюбию и организованности, бескорыстию и обороноспособности… Пчелы помогают избавиться от депрессий, пессимистических на

Комментарии запрещены.