Мёд – один из многих десятков натуральных и искусственных подсластителей, обращающихся на внутренних рынках различных стран и мировом рынке. К подсластителям относят кукурузный сироп с высоким содержанием фруктозы, кленовый сироп, джемы, варенье, конфитюры, мармелад, концентрированный виноградный сок, фрукты в сиропе и т.д. У каждого из этих продуктов, конкурирующих в борьбе за гастрономические симпатии потребителей, имеются свои достоинства и недостатки.
К достоинствам мёда относят его проверенную на протяжении тысячелетий репутацию полезного для здоровья продукта, высокие вкусовые качества, простоту хранения и т.д.; к недостаткам, – если можно так сказать – самую высокую среди подсластителей цену. Мёд проигрывает другим подсластителям и по темпам реализации. Среди 100 наиболее раскупаемых сегодня продовольственных товаров мёд занимает последнее место.
В условиях роста числа людей, страдающих от различных “недугов изобилия”, повсеместно увеличивается спрос на менее калорийные натуральные и искусственные подсластители. Ежегодно на рынке появляются десятки новых сладких продуктов и очень редко – новые товары на базе продукции пчеловодства.
В 2005 г цены на сахар были самыми высокими за последние 25 лет. В то же время в 2004 г – первой половине 2005 г наблюдался 13-месячный цикл падения цен на мёд. В результате наметилась тенденция сближения цен на оба продукта, а также везде повсеместно оптовой закупочной цены 1 кг мёда и розничной цены 1 л бензина и солярки. Есть все основания полагать, что в условиях продолжающегося мирового энергетического кризиса обе тенденции сохранятся.
Спрос на мёд в той или иной стране в первую очередь определяется его местом в национальной кухне. Уровень благосостояния населения играет важную, но не решающую роль.
Ускоряющиеся темпы жизни вынуждают работающее население развитых стран экономить время на приготовление пищи, использовать полуфабрикаты и т.д. Всё это сказывается и на отношении к мёды. Растущим спросом пользуется мёд в гибкой упаковке, позволяющей быстро добавлять его к различным блюдам, не опасаясь испачкать одежду и обстановку.
Чтобы обеспечить непрерывность производственного процесса, промышленники вынуждены либо закупать крупные партии мёда-сырца, либо гарантировать его регулярные поставки мелкими партиями на протяжении всего года. При этом импортировать мёд часто оказывается значительно дешевле и проще, чем приобретать его на местном рынке.
Грустная для всех пчеловодов земного шара реальность состоит в том, что потребителю, как правило, безразлично “гражданство” покупаемого мёда. Главное, чтобы продукт отвечал потребительским запросам, имел гарантированное качество и был недорогим, а предлагаемый ассортимент обеспечивал возможность выбора. Призывы к поддержанию “своих” производителей мёда в борьбе против зарубежных конкурентов в большинстве случаев неэффективны. Если цена мёда кажется потребителю слишком высокой, он переключается на более дешёвый продукт.
Защитники интересов пчеловодной отрасли в развитых странах сознают необходимость изменений рекламы мёда. Растущее внимание уделяется экологической составляющей пчеловодства и его продукции. В частности, шведские учёные пришли к выводу, что мёд местного производства – наиболее “дружественный” экологии Швеции подсластитель.
Вывод экспертов сводится к тому, что необходимо активнее информировать общественность страны о достоинствах местного мёда, привлекать экологов и специалистов в области продовольствия к проведению исследований и сбору фактов, подчёркивающих важную роль пчеловодства и его продукции. Очевидно, что многие из перечисленных рекомендаций актуальны и для российского пчеловодства.
А.С.Пономарёв. “Пчеловодство” №9, 2006 г.
PS. Необходимо отметить следующее:
1. Наш покупатель никогда не считал мёд подсластителем, так как многие десятилетия он просто не продавался в магазинах. Мёд продавался на рынке и покупался в основном для лечебных целей. Сегодня ситуация нисколько не изменилась – мёд по-прежнему используется населением как лечебное средство.
2. Покупатели очень осторожно относятся к качеству мёда предлагаемого в магазинах и даже на рынке. Охотно покупают мёд в пчеловодном магазине, где его разливают в их тару.
3. На основании вышесказанного необходимо проводить беседы с покупателями о пользе мёда именно как лечебном продукте, а также об использовании мёда в профилактических целях.
4. Необходимо проводить выверенную ценовую политику. Качество мёда должно быть отличным.
5. Преимущество российского человека заключается в том, что он ещё помнит, что такое натуральный продукт. На Западе люди уже давно воспитаны на потреблении искусственных продуктов питания, поэтому и мёд они приравняли к огромной армии подсластителей.

Оставить комментарий

Кликните для смены кода
Адрес Вашей электронной почты опубликован не будет.
Обязательные поля отмечены звездочкой (*).