В начале 30-х годов XX века усилиями австрийского зоолога К.Лоренца и других учёных были заложены основы науки о поведении животных, которая получила название этологии.
Этология изучает животных преимущественно в свободных условиях, и её результаты значительно расширили представление об их поведении. С точки зрения этологии поведение животных зависит от стимула (ключевых раздражителей) и от внутренних процессов и агентов (в частности, гормонов, выделяемых в кровь и тканевую жидкость железами внутренней секреции), которые влияют на рост и т.п.
Животные рождаются на свет со значительной частью приспособительных форм поведения, которые носят название инстинктов. Инстинктивные, унаследованные движения развиваются подобно органам тела и не требуют специальной практики. Врождённый реализующий механизм обеспечивает врождённые инстинктивные движения.
Инстинкты специфичны для каждого вида и отличаются от простых рефлексов степенью сложности. Это единицы поведения, определяемые генотипом. Гипотеза механизма инстинктивного поведения такова. Под действием внешних и внутренних факторов в соответствующих нервных центрах происходит накопление “энергии действия”, специфичной для определённого побуждения (голод и т.п.). Её возрастание выше некоторого уровня приводит к появлению поисковой фазы, которая состоит в активном поиске раздражителей, при помощи которых могло бы быть удовлетворено побуждение. При усиленном накоплении “энергии действия” завершающий акт может осуществиться без ключевых раздражителей.
Инстинкты – результат воздействия внешнего мира на организм и они могут совершенствоваться тем же путём, каким возникают и закрепляются за видом новые морфологические признаки.
Можно выделить следующие особенности поведения животных:
Наличие обратной связи в механизме поведения предохраняют животных от излишних действий (информация, переданная пчёлами-приёмщицами пчёлам-сборщицам, об отсутствии места для складирования нектара останавливает работу последних). Внешние воздействия выбираются животным в зависимости от его внутреннего состояния.
Улучшение одних аспектов поведения влечёт за собой вредные последствия в других, так что идеал недостижим (складирование нектара в гнездовом корпусе серыми горными кавказскими пчёлами ведёт к сокращению количества расплода). Так и должно быть, чтобы разнообразие увеличивало устойчивость биосферы.
В природе существует не только целесообразное для сохранения видов, но и всё не настолько нецелесообразное, чтобы повредить существованию вида.
Животное обладает примитивными формами предвидения (пчёлы могут предвидеть ухудшение погоды, могут предвидеть наступление холодной зимы).
Поведение целостно и все инстинкты соединены в “Парламент Инстинктов”, устанавливающий определённую координацию.
Питанию, росту, размножению и самосохранению соответствуют четыре рода инстинктов: голода, половой, агрессии и страха.
Агрессия является подлинным первичным инстинктом, направленным на сохранение вида. Она проявляется, прежде всего, в конкуренции внутри вида. Наиболее приспособленные особи могут захватывать большую территорию, приносить большее потомство и передавать свои гены следующему поколению (разграбление сильными пчелиными семьями слабых семей). Смысл внутривидовой борьбы, во-первых, в том, что для вида всегда выгодно, чтобы область обитания завоевал сильнейший из двух соперников. Второе. В выгодности равномерности распределения состоит важная видосохраняющая функция внутривидовой агрессии. Третье. Защита потомства. Защита семьи, т.е. форма столкновения с вневидовым окружением вызвала появление поединка.
Каждый организм имеет собственную территорию, которую он охраняет от посторонних, особенно от тех, кто занимает ту же экологическую нишу. Граница участков определяется исключительно равновесием сил, и при малейшем нарушении этого равновесия может перемещаться ближе “к штаб-квартире” ослабевшего. С приближением к центру области обитания агрессивность возрастает в геометрической прогрессии.
Опасность инстинкта – в его спонтанности. При недостатке врагов смещается порог раздражения и животное готово проявить свою агрессивность по отношению к кому угодно. Другими словами, инстинкт начинает действовать без соответствующей мотивации.
Полезный, необходимый инстинкт остаётся неизменным; но для особых случаев, где его проявление было бы вредно, вводится специально созданный механизм торможения.
Существует зависимость между действенностью оружия, которым располагает вид, и меха-низмом торможения, запрещающим применять это оружие против сородичей (пчёлы, изгоняя из улья трутней в конце сезона, никогда не применяют против их жала). Угрозы, выражаемые двумя особями в агонистической конфликтной ситуации, всегда заканчиваются тем, что одна из особей (как правило, более слабая) уступает и выходит из поединка, принимая позу подчинения или умиротворения.
Отбор, направленный одной лишь конкуренцией сородичей без связи с вневидовым окружением может быть нецелесообразным для вида. Поединок служит полезному отбору лишь там, где бойцы проверяются не только внутривидовыми дуэльными правилами, но и схватками с внешним врагом. Важнейшая функция поединка – это выбор боевого защитника семьи, и таким образом внутривидовая агрессия способствует охране потомства.
Все инстинкты связаны между собой. Чем более агрессивен вид, тем больше у него развит половой инстинкт (при подготовке к роению в пчелиных семьях появляется большое количество анатомических трутовок; пчёлы в это время очень агрессивны).
Различные виды сигналов, имеющие большое значение в жизни животных, формируются из первичных движений, определяемых инстинктами (танцы пчёл-разведчиц). Эти естественные движения, ставшие чёткими и внятными, становятся своеобразным “языком” животных. В роли сигналов могут выступать и социальные гормоны – особые вещества, привлекающие особей того же вида.
Ни одну поведенческую реакцию нельзя рассматривать, как только инстинктивную или приобретённую. Поведение большинства животных достаточно хорошо запрограммировано от рождения, а, с другой стороны, часто необходимы “уточняющие инструкции” из внешнего мира. Целостный поведенческий акт – переплетение врождённых и приобретённых комплексов. Условия жизни могут значительно изменять инстинктивную форму поведения.
Врождённые способности совершенствуются научением. Однако и сама готовность к научению предопределена “быстрее и лучше научить птицу той песне, которая предопределена внутренней программой”.
Теоретические работы К.Лоренца показали, что многократное повторение одной и той же ситуации приводит к образованию определённой связи в психике. Научение – это адаптивное изменение индивидуального поведения в результате освоения предшествующего опыта. Устойчивость вновь приобретённых форм поведения зависит от памяти, хранящей полученную в прошлом информацию.
Закреплённое приобретённое поведение превращается в привычку.
Появление психики – новый фактор адаптивной эволюции, возникающий у животных, который позволяет быстро менять привычки и навыки. Ограничения внутренней организации, особенно организации центральной нервной системы, определяют сложность предсказывающего поведения, которую может достичь животное. Индивидуальные различия между живыми существами прямо пропорциональны их психическому развитию.
В процессе эволюции возрастает роль опыта старых животных и передачи приобретённой ими информации. Отсюда: а) долгая жизнь приобретает ценность для сохранения вида; б) возникает селективное давление в сторону развития способности к обучению; в) тесная связь между способностью к обучению и продолжительностью забот о потомстве; г) возраст животного находится, как правило, в прямой зависимости с тем рангом, который оно имеет в иерархии своего сообщества.
У нас Вы можете купить ульи Дадана или Рута