Пчелиная семья, состоящая из нескольких десятков тысяч пчёл, представляет собой единое целое; действия её во многих случаях напоминают действие целостного организма.

Жизнь и работа отдельной пчелы подчинена общим функциям всей семьи. Общественный образ жизни пчёл определил и закрепил в их наследственности особые свойства, присущие семье в целом как биологической единице.

Отдельная пчела может поднять температуру своего тела лишь на несколько градусов; пчёлы же, находясь в семье, могут поднять температуру внутри гнезда до 34-350С и поддерживать её независимо от температуры внешней среды. Отдельная пчела погибает, ужалив человека или животное; для пчелы её ужаление не может в связи с этим иметь какого-либо значения. Но для семьи ужаление и гибель нескольких пчёл имеет большое защитное значение, так как они охраняют семью в целом, её гнездо и сложенные запасы корма. Отдельная пчела коченеет при температуре ниже 80С тепла; она не может зимовать. Семья пчёл приобретает новые свойства, позволяющие ей совместно вырабатывать и сохранять тепло, необходимое для успешной зимовки. Одна пчела выделяет так мало воска, что его не хватит на отстройку даже одной ячейки; в семье же пчёлы могут за ночь отстроить несколько тысяч ячеек.

Каким же образом пчёлы семьи объединены в одно целое?

У пчёл существует много врождённых рефлексов, обеспечивающих их жизнь в семье как единое целое. Пчёлы запоминают место расположения летка своего улья и, возвращаясь с поля, точно попадают в свою семью. Все пчёлы семьи имеют свой, особый, характерный для семьи запах, по которому отличают пчелу своей семьи от чужой. Пчёлы издают особый гул (призывной), на который собираются в одно место. В семье пчёл осуществляется постоянный обмен пищи, который служит одним из факторов их объединения в одно целое. Постоянный обмен кормом позволяет пчёлам быстро в любом месте гнезда находить для себя нужную по количеству и по качеству пищу, а также быстро распространять среди пчёл семьи разные биологически активные вещества, регулирующие  физиологические процессы и поведение пчёл в семье.

Своеобразным способом осуществляется взаимосвязь между маткой пчёлами её семьи. Пчёлы слизывают с поверхности тела матки маточное вещество, которое передаётся всем пчёлам семьи. Это вещество очень нестойкое постоянно должно восполняться. Прекращение подачи маточного вещества вызывает у пчёл закладку маточников для вывода новой матки.

Пчёлы и матка издают особые звуки, направляющие работу других пчёл, определяющие общее состояние семьи. Возбуждение пчёл, начавшееся в одном каком-либо месте гнезда, распространяется на всю семью или на большие группы пчёл семьи.

Большое значение в жизни пчелиной семьи имеет комплекс рефлексов, направленных на совместное и эффективное использование появившегося в природе взятка, стоит лишь одной пчеле из семьи найти обильный источник взятка, как через несколько минут его будут собирать уже сотни, а через 1-2 часа тысячи пчёл этой семьи.

Распределение работ между пчёлами.

Все работы пчёл подразделяются на два периода: ульевой, когда они выполняют работы в гнезде, и лётный, когда они главным образом собирают нектар, пыльцу и воду. До недавнего времени полагали, что работа между отдельными пчёлами в ульевой период их жизни распределяется строго в соответствии с их возрастом. Однако это утверждение не соответствует действительности. Работа молодых пчёл не может распределяться всегда одинаково, независимо от состояния семьи и внешних условий, в которых она находится. Наблюдения показали, что молодые пчёлы одновременно могут выполнять в гнезде много функций по уходу за расплодом, и строгого разграничения их работ, а тем более разделения на группы не существует. Молодая пчела выполняет одну из многих работ, в которых есть потребность на том соте, где она находится.  Молодая пчела не сразу приступает к работе. Только что вышедшая из ячейки пчела ещё слаба и неуверенно держится на соте. Она принимает корм от других пчёл, иногда залезает в пустую ячейку и сидит там некоторое время неподвижно. После того как пчела окрепнет, она принимается за первые ульевые работы – сгрызает остатки крышечек, которыми расплод был запечатан, и чистит ячейки. Затем пчела приступает к работам по кормлению личинок и уходу за расплодом. У молодых пчёл развиваются железы, выделяющие молочко для личинок, а также восковыделительные железы. Такие пчёлы сосредотачиваются на расплоде или около него, стремясь находиться в наиболее тёплой части гнезда. При температуре в гнезде 34-350С у пчёл наиболее активно действуют пищеварительные ферменты, разлагающие белки и жиры пыльцевых зёрен. При этой же температуре наиболее активно функционируют железы, выделяющие молочко и воск.

Если в гнезде много молодых личинок, то большинство молодых пчёл, сидя на сотах с личинками, кормят их молочком. Если пчела попадает на сот, где находятся личинки старшего возраста, то в результате воздействия на нервную систему пчелы она кормит личинок кашицей. Молодая пчела, попавшая на сот с выросшими личинками, начинает их запечатывать. Пчела на пустом соте рядом с расплодом начинает чистить ячейки, подготавливать их к кладке яиц маткой. Пчела, оказавшаяся рядом с маткой, включается в её свиту. Молодая пчела в свободном от сотов пространстве гнезда отдаёт на воскостроительство накопившиеся у неё восковые пластинки. Таким образом, характер работы молодой пчелы определяется потребностью семьи в тех или иных работах в данное время. Железы, выделяющие молочко и воск, развиваются у молодых пчёл; в таком развитом состоянии они находятся у пчёл в течение всего периода их работы в улье.

Пчёлы на сотах с расплодом распределяются более или менее равномерно и выполняют все необходимые работы в гнезде. Меняются условия жизни, состояние гнезда, погоды, взятка, меняется и распределение работ между пчёлами. Начиная с 3-5-го дня жизни молодые пчёлы делают ориентировочные и очистительные облёты. Пчела, выйдя из летка, взлетает, оборачивается головой к улью и летает некоторое время вблизи летка, запоминая его местоположение. Одновременно она выделяет накопившийся в кишечнике кал. В последующие дни пчела, вылетая, совершает полёт вокруг улья, приучаясь ориентироваться в большем пространстве. После облёта пчела продолжает свои работы по уходу за расплодом. Иногда на облёт одновременно вылетает большое количество молодых пчёл; особенно много их принимает участие в облёте после длительных ненастных дней, когда пчёлы не могли вылетать из улья. Небольшая часть молодых пчёл охраняет леток. При этом они отличают своих пчёл от чужих по запаху и поведению. Число таких сторожевых пчёл зависит от состояния семьи и внешних условий. Их может быть немного – 1-2 десятка в спокойное время при наличии взятка, когда нет опасности нападения врагов и чужих пчёл. Если же взятка нет и чужие пчёлы летают у улья, то число сторожевых пчёл может возрасти в несколько раз.

Большое влияние на работу пчёл оказывает взяток. Появление взятка усиливает все работы пчёл. Они дают больше корма матке, отчего она начинает откладывать больше яиц; обильнее снабжают кормом личинок, осваивают новые соты, что ведёт к увеличению расплода; пчёлы начинают выделять воск и строить соты. Семья во время взятка работает особенно энергично. Продолжительность периода ульевых работ зависит от силы семьи, скорости пополнения семьи молодыми пчёлами, а также от величины взятка.

В семье ежедневно выводятся пчёлы, которые остаются на сотах с расплодом, включаясь в работы по кормлению личинок и уходу за ними. Эти новые пчёлы постепенно заменяют более старших пчёл, которые переходят на работу по сбору нектара и пыльцы.

 

 

Оставить комментарий

Кликните для смены кода
Адрес Вашей электронной почты опубликован не будет.
Обязательные поля отмечены звездочкой (*).