Уважаемые коллеги, предложенная мной теория (2000, 2016) основывается на том, что роение, как это ни звучит парадоксально, это не процесс размножения пчелиных семей, ибо репродуктивный процесс относится только к яйцекладке матки.
Роение – это вынужденный распад пчелиной семьи под влиянием ухудшения условий их местообитания.
Возникает естественный вопрос, а как же иначе пчёлы размножаются в природе, если роение не является размножением?
Всё дело в том, что ухудшение условий существования является постоянно действующим природным фактором, порождаемым самим давлением жизни. Ведь жизнедеятельность всегда проявляется в исчерпании ресурсов существования. А это, в свою очередь, приводит к смене форм поведения с оседлой, при благоприятных условиях, на миграционную форму и к последующей в результате этого экспансии или расселению организмов.
Поэтому роение, регулярно нами наблюдаемое в соответствующий период под грифом «неотвратимости», является именно миграционной формой поведения пчёл, а вовсе не «проявлением здорового инстинкта продолжения рода». И им можно управлять, не прибегая к использованию трудоёмких способов борьбы с ним, а лишь создавая более благоприятные условия для пчёл.
Роение провоцируется главным образом теснотой рамочного улья, подтверждая тем самым тезис Г.В. Глазова: «Если улей мал – роение обязательно».
В своё время меня привлекла его идея создания улья с лучшими, более естественными для русских пчёл условиями и более простым уходом.
В результате появился аналог его улья – стационарный двухэтажный улей с двумя боковыми смотровыми колодцами (патент РФ 20120748) (рис. 1), на базе которого было создано немало модификаций.
Я расскажу об образце с тёплым заносом (рис. 2).
Самой характерной особенностью любых модификаций на данной основе является их способность в намного большей степени увеличивать объём гнезда в сравнении с глазовским ульем.
Вероятно, благодаря именно этому обстоятельству мной и был обнаружен феномен отсутствия роения на протяжении всего активного периода, который затем изучался на протяжении многих лет.
Был даже определён порог, при котором роение ещё возможно при недостаточной загрузке, равный 37,5 гнездовых дадановских рамок.
Однако противоположный Глазовскому тезис «роения не будет, если объём больше 37,5 рамок» может сработать далеко не всегда, так как зависит ещё и от конструкции.
Самое, пожалуй, интересное в данной ситуации оказалось то, что именно «привкус абсурдности», присущий найденной мною конструкции, и создал уникальную возможность для разработки безроевой технологии без вмешательства пчеловода в жизнь пчелиной семьи, которая к настоящему моменту в основном завершена.
Она состоит всего из двух операций за сезон – настройки на лето (май) и отбора продукции/настройки на зиму (август).
Настройка на лето (май)
В весенний период не ранее второй декады мая (реже в первой), когда семья после зимовки на воле войдёт в силу подобно тому, как дрова разгораются в печке (почему и сроки ревизии поздние), одновременно с ревизией делается разовое расширение гнезда сразу на весь сезон (рис. 3, май).
Раскрывается гнездо, примыкающее к торцевой части корпуса с летком.
Гнездо состоит из двух этажей. На каждом из них находится не менее восьми гнездовых дадановских рамок. Расплод сосредоточен в основном на рамках верхнего ряда.
Эти рамки верхнего ряда переносятся вниз и приставляются к рамкам нижнего ряда. Внизу получается 16 рамок, содержащих расплод, сосредоточенных у передней торцевой стенки корпуса с летком.
Затем на верхний этаж над этими рамками ставятся вперемешку рамки с сушью и вощиной. В результате получаем 16 рядов на обоих этажах.
Далее дополняем оба этажа рамками аналогичным образом, чтобы весь комплект был не менее 40 штук. Гнездо закрывается сбоку заградительными досками (рис. 4).
Затем всё внутреннее пространство улья, включая гнездо, закрывается сверху наглухо потолочинами и утепляется.
После этого улей закрывается крышей и больше ни разу не открывается за весь активный сезон до самого его завершения.
Всякое вмешательство в жизнь пчелиной семьи в этот период полностью исключается.
Условия
В этот период господствует принцип замкнутости. Внутренняя атмосфера гнезда сообщается с наружной только через леток с помощью активной вентиляции, осуществляемой самими пчёлами. При этом особо важное значение приобретают два фактора, обеспечивающие внутренний микроклимат – это температурный режим и газовый состав.
Температурный режим
Конструкция должна обладать хорошей теплоизоляцией весь год. Но особенно это важно в неустойчивый весенний и раннелетний период с их возвратом холодов.
Тепло является очень важным ресурсом жизнедеятельности пчёл. Его надо беречь. Тепло образуются в процессе жизнедеятельности пчёл за счёт использования кормовых запасов. Это – метаболическое тепло, обеспечивающее создание оптимального микроклимата в их жилище, который они поддерживают с помощью активной вентиляции через леток весь активный период.
Однако наиболее важную роль выработки тепла должны, на наш взгляд, играть трутни. Они не зря обладают прожорливостью. И метаболическое тепло, вырабатываемое именно ими, может представлять собой особо важный ресурс для жизнедеятельности пчелиной семье в целом. На сегодняшний день он недооценён и не используется. Это напоминает своего рода длинный кредит, который достаточно дорог, но в итоге оборачивается большей конечной прибылью.
Я согласен с мнением Г.В. Глазова о том, что наличие трутней свидетельствует о здоровье и благополучии пчелиной семьи. Это тепло используется не только для обогрева расплода, но и должно играть существенную роль в укреплении общего иммунитета пчелиной семьи.
Поэтому при данной технологии пчеловождения выращивание трутней пчёлами не только не ограничивается, но скорее напротив даже поощряется. Для этого рамки наващиваются в основном только наполовину.
В таких условиях замкнутости, энергосбережения и свободы полностью отсутствует дезорганизующее влияние человека на жизнедеятельность пчелиной семьи, которое, по нашему мнению, полностью блокирует их собственный механизм адаптации. А ведь социальность, присущая пчёлам, – это наивысшая способность организмов приспосабливаться к окружающему миру, включая взаимодействия с различными вредоносными агентами. Оно осуществляется через сбор информации о внешнем мире и её преобразование в подвижность, или поведение, которое всегда направлено только в одну сторону – на выживание.
Газовый состав
Полностью замкнутое на весь активный период внутреннее пространство пчелиного жилища позволяет создать такой газовый режим в нём, при котором должен проявиться эффект локализации, наличие которого я предположил в отношении расплода и кормов (2016).
Он основан на том, что расплоду нужен кислород, а кормовым запасам не нужен. Поэтому расплод должен располагаться ближе к единственному летку, куда пчелы подают свежий воздух с помощью активной вентиляции.
Содержание кислорода в этой части будет наиболее высоким, а далее от летка и в направлении глубинных частей за расплодной частью уменьшаться – чем дальше, тем его меньше.
И в этих областях, отдалённых от расплодной части, и откладываются кормовые запасы.
Отбор продукции/настройка на зиму (август)
В конце сезона, не ранее первой декады августа, пчеловод, используя эффект локализации, производит разовый отбор всех рамок на всех этажах, начиная от задней торцевой стенки, до передней торцевой стенки с летком до тех пор, пока не появятся рамки с расплодом под рамками с мёдом. Оптимально это восемь рядов на двух этажах – всего 16 рамок. Они не трогаются. Это и есть зимнее гнездо, примыкающее к передней торцевой стенке с летком.
Условия
В зимний период покоя должен проявляться принцип открытости для воздушных потоков (рис. 5).
Все потолочины, снятые для отбора мёда, помещаются только над зимним гнездом у торцевой части с летком. И оставшееся внутреннее пространство за гнездом на весь зимний период остается свободным.
Гнездо у торцевой стенки находится в саркофаге, образованном потолочинами, заградительными досками и утеплителями. Это защищает гнездо от межфазного взаимодействия между теплом, вырабатываемым пчёлами, и холодом наружного воздуха.
Снизу гнездо открыто – и рамки, и доски отделены от пола пространством в 3-4 см. Между гнездом и передней торцевой стенкой с летком может быть тамбур со вторым летком на его внутренней стенке напротив наружного летка.
Внутренняя стенка тамбура также не достает до пола.
Этот конструктивный элемент навеян конструкцией О.Н. Голуба.
Гнездо в саркофаге омывается в основном снаружи и лишь частично внутри воздушным потоком, состоящим из двух рукавов.
Первый поток поступает через одно торцевое вентиляционное отверстие в крыше и, омывая саркофаг снаружи и сверху, проходит над свободным пространством за гнездом и затем выходит через другое вентиляционное отверстие в крыше.
Второй воздушный поток поступает через наружный торцевой леток и леток тамбура и, не задевая самого клуба, спускается вниз, и под гнездом проходит в свободное внутреннее пространство конструкции.
Здесь оба потока объединяются и выходят через вентиляционное отверстие на торцах крыши наружу, захватывая при этом, в соответствии с законом Бернулли, и воздух самого гнезда. В результате этого в нём и происходит газообмен.
Новая доктрина
Улей такого типа, исключающий вмешательство пчеловода в жизнь пчелиной семьи в течение всего активного периода, не считая его начала и конца, функционально является установкой для получения мёда.
Пасека, состоящая из подобных ульев, функционально является безлюдным мёдодобывающим комплексом в составе рукотворного, саморазвивающегося апиценоза, где пчёлы размножают цветковые растения, а те, в свою очередь, способствуют росту популяции пчёл на данной территории. Увеличение числа семей в таком апиценозе может осуществляться на основе принципа самозаселения с помощью роения.
Отчасти эти принципы воплощены в жизнь в отношении создания апиценоза и использования самозаселения на пасеке Г.В. Цветкова (Тверская область), использующего улья Г.В. Глазова.
Роение можно произвольно вызывать, сокращая объем гнезда у соответствующих семей.
Подобная постиндустриальная технология пчеловождения могла бы применяться для получения мёда в основном вне агроценозов на землях лесного фонда там, где нецелесообразно его использование на древесинные цели. В первую очередь, это может относиться к неудобьям и водоохранной зоне, где будут обеспечены благоприятные условия для дуплогнёздников, согласно концепции О.Н. Голуба (2007, 2016).
Литература
1. Муратов В.И. Экологическое безроевое пчеловодство. – Старица, 2018
2. Муратов В.И. Экологическое безроевое малозатратное пчеловодство. Базовые принципы. – Выставка-конференция «Белорусская пасека – 2017», 18 ноября 2017 г., Минск
3. Экологическое безроевое малозатратное пчеловодство. Базовые принципы. – Портал «Мир пчеловодства»
4. Голуб О.Н. Тайны пчелиного дупла. Шаг к разгадке. 2007, Киров
5. Голуб О.Н. Лесоводство и пчела. Необходимость решения имеющихся экологических проблем. Пасека России, № 4-5, 2016
В.И. Муратов
Г. Старица, Тверская область, Россия, e-mail: muratovvliv@mail.ru